Обзор Бхагавад-Гиты

Увидя состояние Арджуны,
Его подавленность и влажные от слез глаза,
Возничий произнес:
“О друг Арджуна,
Как скверна эта убаюкала тебя?
Ты движешься не к целям высшим,
Но к бесчестью!..
Ты конфликтуешь с кшатриевой честью!
Поддался малодушию, карающий врагов!”
?
“Но как могу пустить я стрелы
В тех лиц великих, коим поклоняюсь?
Уж лучше нищим жить, чем быть
Причиной смертии наставников, учителей…
Пусть ими овладела корысть, все равно
Они останутся для нас учителями.
Я не хочу их убивать, не жду,
Чтоб наши радости окрасить их кровями…
?
Уже не знаю, что же лучше:
Иль победить, иль побежденным быть…
Уже не вижу… Я во мраке…
Я слаб… Так в чем мой долг?
Мой друг, скорей же укажи мне путь!
Тебе я поручаю свою душу!
Прошу же, научи меня!”
?
Меж армий двух стоя,
С улыбкой Кришна кшатрийу ответил:
“Ты скорбью преисполнен…
Но скорбишь о том, что скорби недостойно.
Мудрец ни о живых и ни о мертвых не скорбит…
?
Такого нет, чтоб не было меня, тебя,
Или же тех царей;
И никогда не будет так, чтоб
Прекратили мы свое существованье.
?
Ты знаешь странствие души?
Сначала в теле детском обитает,
Затем же в юношеское переберется,
А после в старческое тело
Нетленная душа перекочует…
По смерти тела — новое себе находит…
И не страшат того такие переходы,
Кто осознал свою духовную природу…
?
Воистину, освобождения достоин тот,
Кого не омрачит ни счастье, ни страданье,
И кто хранит спокойствие всегда…
Как озера священного вода.
?
Кто видит истину, тот знает:
Тело — преходяще, вечное — душа.
Пронизано чем тело — то нетленно,
Нельзя убить всепроникающую душу.
?
Душа неразрушима, неизмерна, вечна.
Лишь тело, как укрытие души,
Со временем погибнет…
?
И тот, кто думает, что можем мы убить,
И тот, кто думает, что можно быть убитым —
Тот в заблуждении; ведь истинное “Я”
Не убивает и не может смертным быть.
?
Душа не знает ни рождения, ни смерти.
Она не возникала, да и не возникнет.
Она — нерождена, вечна и изначальна.
Лишь телу радостно рожденье и печальна смерть…
?
О Партха! Можно ли убить кого-то,
Или заставить убивать тому,
Кто знает истину, что “Я” — бессмертно?
?
Как человек сменяет старые одежды,
Так и душа меняется телами;
Без сожаленья, без печали,
Скорее с радостью движенья…
?
Нет инструментов тех,
Чтоб душу разложить на части,
Не сжечь ее огнем и не смочить водой…
Она была и есть, и вечно будет…
?
Поверь в души бессмертие всецело,
И больше не скорби о теле!
?
Но если даже думаешь, что и душа родится,
Тем более скажу: причин для скорби нет!
Кто был рожден — умрет, а после вновь родится,
Чтоб в жизни новой настрадаться или насладиться.
?
Все изначально в Непроявленном лежит.
А в промежутке — проявляется телами.
И снова в Непроявленность уходит
С концом Вселенной… Так о чем печаль?
?
Ты, мой Арджуна, — кшатрийа.
Твой долг — во имя принципов сражаться.
Поэтому не стоит колебаться.
Бери свой лук!
?
Ведь счастлив кшатрий,
Коль выпадает шанс сразиться
Ему за дело правое в бою.
Ключи от райских врат ему даю!
?
Не хочешь ты сражаться?
Потеряешь честь свою!
Все о твоем позоре станут говорить.
Бесчестье же — не сомневайся — хуже смерти!
?
Водители твоих полков,
Поющие досель хвалу тебе и славу,
Подумают, что лишь из страха
Покинул поле боя ты…
?
Ничтожеством свои же нарекут,
Враги поносить станут, и презренна
О мужестве твоем пойдет молва.
Тебя устроит перспектива такова?
?
О Кунти сын! Либо убитым быть тебе в бою,
И наслаждаться царством в небесах,
Либо пожать земную царску славу!
Во имя долга, позабыв о радости, о горе,
Не думай же о пользе, о вреде, о пораженьи, о победе,
И тем не навлечешь ты на себя греха!
?
Имеешь право только исполнять свой долг,
Но плод твоих деяний — не принадлежит тебе!
Что сделано тобой — не есть твоей заслугой,
Такое самообладанье называю Йогой.”
?
“О Кришна, как узнать того,
Сознание кого трансцендентально?
Что говорит он, как сидит, как ходит?”
?
“Кто сохраняет свой покой
Даже среди страданий всех трех видов,
Кто не ликует в счастье бесконтрольно,
Кто от привязанностей-удовольствий стал свободен,
Не ведающий страха, без порывов гнева,
Тот есть мудрец, чей ум уравновешен.
?
Случись хорошее — не радуется слишком.
Случись плохое — слишком не грустит.
Вот обладатель истинных познаний!
?
Мы созерцаем мир…
А мир — объекты чувств.
Привязываясь к ним — рождаем вожделенье.
Где вожделенье правит — возникает гнев.
Гнев — порождает заблужденье,
А заблужденье — затмевает память…
Что памяти туман? — Уходит разум!
Нет разума — ты в омуте земном…
?
Освободись же от привязанностей, антипатий,
И чувства под контроль свои возьми!
За то к тебе Господня милость снизойдет!
?
Что ночь для всех существ — то знающему день.
Что день для всех существ — то знающему ночь…
Уравновесить, что внутри и что снаружи —
Стать вечно полнящимся, но спокойным океаном…
?
Коль в смертный час ты сохранишь
Великий и блаженный свой покой —
Войдешь ты в царство Господа, о йога!”
?

Share Button