“Кто к результатам дела не привязан,
Кто должную работу выполняет,
Тот в отреченьи жизнь ведет
И мистиком, воистину, является достойным.
?
Для неофита в йоге восьмиричной
Работа средством есть необходимым,
Но тот, кто покорил высоты,
Обязан прекратить материальные деянья.
?
Используй ум свой для освобожденья,
Иначе деградировать ты станешь;
Ум есть и друг, и враг души людской.
?
Кто победил его — тому он лучший друг.
Но кто его осилить не сумел,
Тому он станет недругом опасным…”
?
“Кто ж мистиком является, О Кришна?
Кого же можно йогом истинным назвать?”
?
“Кто полностью доволен положением своим
Благодаря познанью, пониманью,
Тот уровня духовного достиг
И полностью собой владеет…
?
Кто золото и гальку ровно видит…
Тот есть великий мистик, совершенный йог…
?
Но есть и более значимы достиженья!
Когда ум йога ровно различает
Благожелателей и любящих, и честных,
Завистников, друзей, врагов,
Ровняет грешников и праведных между собою.”
?
“Как йогом стать, скажи мне, мой Учитель?”
?
“В укромном месте должен ты уединиться,
Накрыть траву оленя шкурой,
А сверху тканью все покрыть.
Сиденье не должно быть ни высоким и не низким,
И благо, если на святых местах,
Ты будешь восседать, о мой Арджуна.
Займи тогда устойчивую позу,
Чтобы очистить сердце с помощью контроля
Ума, деяний, чувств своих,
Сознанье концентрируя на точке…
?
Держи же шею, голову свою
И туловище вертикально,
Взгляд устремив на кончик носа.
Ум концентрируя, без страха,
И отказавшись от сношений половых,
На Мне сосредоточься, о Арджуна,
Меня прими конечной целью жизни.
?
Держись гармонии, о Притхи сын!
Кто слишком много ест иль слишком мало,
Кто слишком мало спит иль слишком много,
Тому не стать достойным йогом, о Арджуна!
?
Режим еды, сна, отдыха, работы
Ты соблюдай; то облегчит твои страданья.
?
Как не мерцает в тихом месте свечка,
Так человек, что обуздал свой ум,
Всегда живет в спокойствии священном,
На духа сущность устремив свой взор.”
?
“Такой свободен?”
?
“Да, свободен…
Кто в совершенства стадии,
Которая зовется трансом, иль самадхи,
Тот полностью свободен от земных проблем.
Умом тот чистым сущность осознал,
Блаженство, радость черпает в себе самом.
И в этом состояньи он внимает
Трансцендентальное и безграничное блаженство…
?
И утвердившись в состоянии таком,
Он больше от блаженства не уходит,
Ведь понимает: выше счастья нет!
Кто в этом состояньи вечно пребывает,
Того не одолеют потрясенья,
И даже перед ликом тяжелейших бедствий.
?
Воистину, блаженство самадхи
И есть полнейшая и настоящая свобода!
Свобода от страданий, что возникли
От соприкосновенья с миром сопричинным.
Кто истину познал, кто в самадхи,
Тот видит, что во всех Я существах,
А также видит каждого во Мне.
Что Я везде, что Я во всем!
Вот истина, о Сильнорукий!
?
Для тех, кто зрит Меня во всем,
Кто знает, что все сущее — во Мне,
Я для того потерян не бываю,
И он потерянным не станет для Меня.
?
Тот йог, кто знает,
Что Параматма есть Я,
Тот истинен, тот преклонен передо Мной,
И Я такого не оставлю без поддержки.”
?
“О Кришна! Та система йоги,
Которую ты вкратце описал,
Мне непосильною сдается,
Ведь ум мой беспокоен, неустойчив.
Мой ум упрям, достаточно силен,
И подчинить его, я думаю, труднее,
Чем ветром управлять во время урагана.”
?
“О сильнорукий Кунти сын, то несомненно,
Что трудно обуздать твой беспокойный ум.
Но то возможно с помощью особой
Дисциплинированной практики и отреченья.
?
Чей необуздан ум, тому
Самореализация есть тяжкий труд.
Но обязательно добьется тот успеха,
Кто власть имеет над своим умом,
Кто к цели верным движется путем.”
?
“О Кришна, я хочу узнать,
Что станет с тем, кто прежде
Ступил на совершенства путь,
Но из-за непокорности ума
Его оставил, совершенства не достигнув?
?
О сильнорукий Кришна, разве человек,
С пути духовного развития сошедший,
Не будет в пропасть ввергнут и лишен
Как благ духовных, так и благ земных?
И не исчезнет, будто облако,
Разорванное ветром,
Прибежища лишенный как в земном,
Так и в небесном мире?”
?
“О Притхи сын! Кто стал трансцендентальным,
Благие совершающий деянья,
Не встретит гибели ни в том, ни в этом мире.
Зло не имеет власти над добром!
Кто неудачлив был, тот после многих
Перерождений благодатных на планетах,
Где каждый из живущих счастлив,
Рождается в семье достойной,
Где есть условия развития ему.
В семье такой родившись, развиваясь,
Он возродит Господнее сознанье,
Что зародилось в предыдущей жизни,
И дальше станет следовать пути,
С намереньем достичь конечного успеха.
?
Благодаря Господнему сознанью,
Достигнутым им в предыдущей жизни,
Он подсознательно стремится к практике духовной,
И тем стоит он выше ритуальных правил шастр.
?
И если с еще большим устремленьем
Он движется к духовному прозренью,
Очистившись от всех помех и всякой скверны,
В конце концов он после многих жизней
Достигнет высшей цели всех существ…
?
Стоит йог выше всякого аскета,
Философа-эмпирика он выше,
Тем более йог выше человека,
Зависимого от плодов своих деяний.
И потому, советую, Арджуна,
Тебе быть йогом в случаях любых!”
?