“О мой Господь,
Что есть Брахман? Что есть душа?
Что есть земное проявленье?
Кто полубоги, кто владыка жертвоприношений?
И как живет он в теле, мой Мадхусудана?
Как может тот, кто занят преданным служеньем,
Не позабыть Тебя во время смерти?”
?
“Не поддающееся разрушенью
Трансцендентальное живое существо
И есть Брахман,
А вечная его природа
Зовется адьятмой, душой.
?
Все, что к развитию относится материальных тел,
Кармой зовется, либо же — деяньем
Во благо получения плодов материальных.
?
О лучший из существ, познай же, что природа,
Которая меняется всегда, есть адхибхута,
Иль проявление материальных тел.
?
Вселенская же форма Бога,
Включающая всех полубогов,
А также полубоги солнца и луны,
Есть адхидайва, проявленье духа.
?
А Я, Господь Всевышний,
Параматмой что пребываю в сердце каждом,
Зовусь адхиягьей —
Хозяином всех жертвоприношений.
?
И кто под завершенье жизни, покидая тело,
Всецело помнит обо Мне одном,
Моей природы сразу достигает.
?
Ведь о каком бы состояньи бытия
Ни помнил человек в мгновенье смерти тела,
Такого состоянья непременно
Достигнет он в своей дальнейшей жизни.
?
Всяк должен думать о Всевышнем
Как о всеведущем и найдревнейшем,
И как о Том, кто всеми управляет,
Кто меньше самого малейшего в твореньи,
Кто держит на себе все проявленье,
Кто вне земных находится условий,
Кто существующим непостижимый,
Но остается личностью при этом.
?
Он ослепителен, подобно солнцу,
Трансцендентален, вне земной природы.
?
Кто знает “Веды”, произносит “ОМ”,
Кто мудр, живущий в отреченье,
В Брахман тот входит.
Стремясь к божественному совершенству,
Чтобы войти в Брахман,
Обет дают такие воздержанья.
?
От чувств все двери затворив,
Сосредоточив ум на сердце
И воздух жизненный в макушке головы,
Ты погрузишься в состоянье йоги.
?
И коль пред смертью тела,
Достигнув состоянья йоги,
Произнесешь священный слог,
Ты попадешь на божую обитель
И больше не родишься вновь.
?
Ведь начиная с самой высшей и до самой низшей,
Планеты все являются прибежищем страданий,
Где повторяется рождение и смерть.
То день и ночь Брахмы…
?
Знай, по земному летоисчисленью
Совместно взята тысяча эпох
Равна одному дню Брахмы, о Сильнорукий.
Вначале дня Брахмы живые существа
Из непроявленных возникли состояний.
Но вновь наступит ночь через тысячу эпох,
И в непроявленность все снова возвратится.
?
Так было, есть и вечно будет,
Что с наступленья дня Брахмы
Живые проявляют сущность,
Но наступает ночь Брахмы,
И все они, беспомощные, канут в Пустоту…
?
Но непроявленная есть еще одна природа,
Которая вечна и выше
Проявленных и непроявленных материй.
Она — бессмертна, неуничтожима,
И неизменна, вечности оплот…
?
Что ведантисты называют совершенным,
И что как высшее известно назначенье,
То место, из которого, его достиг однажды,
Уже не возвратишься никогда, —
Есть высшая Моя обитель.
?
Те, кто познал Всевышнего Брахмана,
Его достигнут, уходя из жизни
Во время власти огненного бога.
Те покидают тело в свете дня,
В теченье двух недель луны растущей,
Иль в те шесть месяцев, что Солнце
На север странствует в своем коловороте.
?
Тот мистик, что покинул мир в туман,
Иль ночью, иль в теченье двух недель
Луны в ущербе, или же в полгода,
Когда светило движется на юг,
Такому суждено подняться на Луну,
Чтоб погодя обратно возвратиться.
?
По мненью “Вед”, есть два пути ухода
Существ из этого земного мира:
Один — при свете, а другой — во тьме.
Кто в свет ушел — к земле не возвратится.
Но кто во тьму — тот возвратится снова.
?
Хотя бхакты и знают эти два пути,
Их это вовсе и не беспокоит.
Поэтому и ты будь в вере тверд, Арджуна.”
?