Природа, Наслаждающийся и Сознание

“О Кришна, друг мой дорогой,
Узнать хочу я о природе,
О наслаждающемся — о пуруше,
О поле и о знающем его,
О знаньи и объекте знанья.”
?
“Мой друг Арджуна, это тело
Я именую полем, а того,
Кто знает это поле, нарекаю
Я поле знающим. Я тот,
Кто знает все тела, в них пребывая,
А знаньем именую пониманье тела
И понимание Того, кто знает тело.
?
Пять главных элементов: ум и разум,
А также непроявленное, эго ложное и десять чувств,
Пять чувств объектов, ненависть, желанье,
А также счастье, горе, сопричастность,
И жизни признаки, и убежденья —
Все вместе взятое являет
Деянья поле и взаимодействия его.
?
Смиренье, скромность, от насилия отказ,
Терпимость, простота и обращенье
К достойному учителю святому,
А также стойкость, чистота и самодисциплина,
И отреченье от объектов удовлетворений,
И эга ложного отсутствие, и осознанье,
Что смерть, рождение, болезни, старость
Есть зло; свобода от влияний
Детей, жены и дома своего;
Спокойствие перед лицом приятных,
А также неприятных происшествий;
Стремленье жить в уединенном месте,
От общей массы отстраненность,
И философский поиск истины верховной —
Все это Я провозглашаю знаньем,
А остальное все — невежество слепое.
?
О знай, что дух, Брахман,
Мне подчиненный, не имеющий начала,
Лежит за гранями причин и следствий
Материального, земного мира.
?
Собой Параматма пронизывает все:
Везде ее глаза и уши, головы и руки.
Она есть изначальный чувств источник,
Хотя сама их не имеет.
Параматма выходит за пределы гун,
Но тем не менее повелевает ими.
?
Внутри и вне живых существ,
Движимых, также неподвижных,
Божественная истина живет.
?
В своей духовной, тонкой форме существуя,
Она вне власти виденья, познанья;
Она и далеко, и близко одночасно.
Хотя она поделена меж всех существ,
На самом деле — неделима, цельна.
Она поддерживает каждого существованье,
А также поглощает все, всему дает развитье.
?
Она — источник света
Во всех светящихся телах.
Она есть знанье и предмет познанья,
Она — познанья цель,
Ее обитель — в сердце каждого, о Сильнорукий.
?
Знай, о Арджуна, что живые существа
И вся материальная природа
Начала не имеет. Их же превращенья
От гун материальных происходят.
?
Природа есть причина всех причин и следствий,
Тогда как существо живое
Является причиной разных
Как радостей, так и страданий.
?
Но в этом теле есть еще другой,
Кто наслаждается, и кто трансцендентальный —
Верховный властелин, Господь,
Который наблюдает, дозволяет,
И именуется Параматмой.
?
Одни Параматму внутри себя
Посредством медитаций постигают,
Другие — знанье совершенствуют, а третьи —
Работают без устремленности к плодам.
?
О лучший из Бхарат, познай,
Все сущее есть лишь соединенье
Деянья поля с знающим то поле.
?
И тот, Параматму кто видит,
Сопутствующую душе при теле,
Кто ясно понимает,
Что ни Параматма, и ни душа
Не поддаются разрушенью в этом бренном теле,
Тот обладает истинным виденьем.
?
Кто зрит Параматму, что ровно
Присутствует везде и в каждом существе,
Тот держит ум свой под контролем.
Так приближаются к трансцендентальной цели.
?
Кто видит, что любое дело
Свершается одним лишь телом,
Материальной силой сотворенным,
А истинное “Я” бездействует, о Сильнорукий,
Тот видящий воистину, в том нет сомнений.
?
Когда разумный человек перестает
Определять различие существ,
Что вызвано различьем меж телами,
И видит, что живые существа
Повсюду, повсеместно пребывают,
Он достигает понимания Брахмана.
?
Ведь несмотря на соприкосновенье
С материальным телом,
В бездействии душа живая пребывает.
?
Имея тонкую природу, небо
Ни с чем не смешано, и все же
Всепроникающе оно.
Так точно и душа, видением Брахмана обладая,
Не смешивается с материальным телом,
Хотя и пребывает постоянно в нем.
?
О сын Брахаты, существо живое
Вселенскому подобно солнца свету,
Сознанием все тело освещает.
?
Те, кто глазами знанья видят
Различье между телом и владельцем тела,
Способен кто понять процесс освобожденья,
Достигнут несомненно высшей цели.”
PICT0108

Share Button