“О Кришна, я хочу понять
Цель отречения, что называют тьяга,
А также цель санньясы.”
?
“Ты должен помнить, что отказ
От деятельности, что на материальных
Желаниях основана, о Сильнорукий,
Есть в отреченьи жизнь, или санньяса.
Отказ же от плодов деяний есть то,
Что называют отреченьем, или тьягой.
?
Но вот от жертвоприношений,
Благотворительности, тапасьи,
Не следует отказываться, ибо исполненье их
Способно очищать даже великие благие души.
?
Вся эта деятельность пусть свершится
Без страсти к ней, без ожидания награды.
Ее ты совершай из чувства долга.
?
О друг Арджуна, если человек
Лишь потому свои обязанности исполняет,
Что их исполнить надобно, и только,
И от привязанности кто отрекся
К плодам своих физических деяний,
То Я такое отреченье
Причастным к гуне добродетели считаю.
?
Разумный человек не презирает
Любую, даже неприятную работу,
Равно как не привязан и к благоприяной.
Что же касается работы вообще —
То у него сомнений нет на этот счет.
?
Ведь полностью для воплощенных душ
Нельзя от деятельности освободиться.
Но тот же, кто отрекся от плодов деяний,
Считается воистину свободным.
?
“Веданта” говорит, что пять причин
Для совершения любого дела существует.
?
Причина первая есть тело,
Вторая — исполнитель,
Третья — чувства разные,
А далее — набор усилий,
И, наконец, Параматма.
?
Пятерка эта есть причина
Любого нашего поступка,
Как правильного, так и неправого,
Свершаемого по веленью тела, речи иль ума.
?
Кто думает, что действует сам по себе,
Умен не слишком тот…
Ибо свободен разум чей,
Тот, убивая человека в этом мире,
Убийство не свершает, ведь поступки
Такого не имеют никаких последствий.
?
Знай, существуют три причины,
Что к деятельности нас побуждают:
Объект познания и познающий,
А также знание основ, законов.
А чувства, действие и исполнитель
Его есть три деянья, о Арджуна.
?
Три вида исполнителя,
Деяния и знанья существует.
Теперь услышь об этом от меня.
?
Когда зрит человек единую
И неделимую духовную природу
Во всех живых и разделенных
На многочисленные формы существах,
Такое знание благим зовется, о Арджуна.
?
А знанье, говорящее, что телом
Вид всякого живого тела обозначен,
Считается принадлежащим гуне страсти.
?
Привязанность коль порождает
Лишь к одному из видов действий,
Как самому важнейшему из всех,
А также истины не отражает,
Такое знанье принято считать
Принадлежащим к гуне тьмы, о Сильнорукий.
?
Деянья без привязанности, без любви,
Без ненависти, без желанья
Что-либо получить взамен
Является деяньем в гуне блага.
?
Но то деянье, на которое усилий много
Затрачиваем, удовлетворенья ищем
Своим желаниям, что происходят
Из чувства эга ложного, о Сильнорукий,
Деяньем нарекаю в гуне страсти.
?
Свершимые в иллюзии деянья,
В пренебреженьи наставленьям шастр
И без заботы о последующем рабстве,
Насилии и причиняемых страданиях другим,
Принадлежат к невежеству, о сын Бхараты.
?
Вначале что подобно яду, а в конце нектару,
Что побуждает человека к самоосознанью —
Есть счастье в гуне добродетели, о друг Арджуна.
?
То счастье, что от соприкосновенья чувств возникло
С объектами, и что вначале как нектар,
А опосля становится подобно яду,
Имеет дикую природу страсти.
?
Которое к самопознанью не влечет,
И призрачно с начала до конца,
Проистекающее из сонливости, иллюзии и лени —
Такое счастие невежества природу поимело.
?
Ни на земной планете,
Ни среди полубогов
Нет ни одного существа,
Которое свободно от трех гун,
Что порождаются природою материальной.
?
Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры
Лишь качествами отличаются, что их
Природой собственной порождены,
И гунам соответствуют, о Сильнорукий.
?
Спокойствие и самообладанье,
Терпенье, аскетизм и чистота,
А также честность, знанье и религиозность —
Вот качества, присущие брахманам.
?
Решимость, сила, героизм,
Находчивость в бою, отвага,
Умение руководить и благородство —
Определяют деятельность кшатрий.
?
А земледелие, коров защита и торговля —
Естественное дело для вайшьи.
?
Физический же труд, служение другим —
Предназначенье шудр, о сын Бхараты.
?
Имеет каждый шанс достигнуть совершенства,
Коль станет исполнять ему присущий долг.
?
Уж лучше собственным заняться делом,
Пусть выполняется оно не совершенно,
Чем в совершенстве выполнять чужое.
Обязанности те, что в соответствии с природой
Предписаны для каждого живого,
Не вызовут дурных последствий, знай об этом.
?
Как дым всегда огонь сопровождает,
Так и усилие любое за собой
Влечет какие-то изъяны, недостатки.
И потому от дел, природой порожденных,
Не следует отказываться человеку.
?
Сейчас же, о сын Кунти, расскажу тебе,
Подняться как до высшей ступени — Брахмана.
?
Тот, кто посредством разума очищен,
Ум контролируя решительно и отказавшись
От всех предметов удовлетворенья страсти,
От ненависти и привязанности став свободным,
Живя в уединенном месте и питаясь мало,
А также обуздав ум, речь и тело,
Всегда в духовном находясь экстазе,
От эга ложного свободным, беспристрастным,
Свободным от гордыни, ложной силы,
Вожделенья, гнева, собственности чувства,
Кто умиротворен всегда — тот безусловно
Есть самосовершенный, о Арджуна.
?
Такой немедленно постигнет Высшего Брахмана,
Он не скорбит и не имеет никаких желаний.
Он одинаково относится ко всем живым,
Чем получает право
Служить с любовью чистою
И преданностью Мне.
?
Итак, открыл тебе Я самое святое
И сокровенное из знаний…
Ты хорошо обдумай все,
Но поступай — как пожелаешь…”
?
И грянул бой…
?
Открыв глаза, юноша был ошеломлен: он очутился среди поросших растениями развалин на неизвестном острове.
То была крепость посреди моря, построенная Кришной в те далекие времена…
(Развалины построенной Кришной крепости до сих пор существуют в заливе Дварака…)
?
Вскоре юношу подобрала рыбацкая шхуна и доставила на берег современной Индии…