ПУСТЫННИК

“Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.”(Послание к филиппийцам апостола Павла, 4, 11 — 13).
?
“Покинув отчий дом, отрекшись от наследства, Варфоломей отправился навстречу своей мечте о внутренней свободе, о сокровищах духа, которые “ни моль, ни ржа не истребляют” (От Матфея, 6, 20).”
“Случайно ли, почти все знаменитые русские монахи-подвижники были выходцами из аристократии?”
Движение “от обратного”. Бедные — к богатству. Богатые — к бедности.
?
Пример для Варфоломея — Антоний и Феодосий Печерские.
“Их жизнь и “подвиги” были известны ему из Киево-Печерского патерика и житий обоих “преподобных”.
Гармония двух начал.
“Антоний и Феодосий были мало похожи друг на друга по складу характера. Первый был преимущественно мистик, аскет. Проникшись энтузиазмом древних “отцов-пустынников”, он возлюбил одиночество, полную отрешенность от “мира” во имя приближения к богу. Феодосий, при всем своем религиозном горении, был практичен и деловит, умел жить среди людей и подчинять их своему влиянию. В разные периоды жизни Варфоломея — Сергия на первый план выступало то “антониевское”, то “феодосиевское” начало. Он словно соединил в себе особенности этих двух характеров”.
?
Тяга к дикому, естественному, Пра-Корню.
“Почему Варфоломей не захотел последовать примеру брата и принять монашеский постриг в Покровском монастыре? Вероятно, прежде всего потому, что мечта о свободе от всех форм зависимости, жажда прямого общения с богом требовали полного устранения от “мира”.”
?
“В поисках подходящего места для поселения братья исходили десятки верст по лесным дебрям. Наконец они нашли то, что искали: большой, поросший лесом холм, у подножия которого тек ручей. Ни на самом холме, ни в окрестностях не было никакого жилья.
Кто из братьев облюбовал этот плавно возносящийся к вершине холм, словно самой природой приготовленный к тому, чтобы стать основанием для красивейшего архитектурного создание России? Кто из них, первым выйдя из леса на береговой склон, увидел даль, простор, замер на миг, потом вздохнул облегченно, перекрестился и сказал: “здесь!”? Хочется думать, что это был Варфоломей. Однако Стефану, как старшему и наставнику, принадлежало решающее слово при выборе места для поселения.
И вот уже Кирилловичи, засучив рукава, рубят лес, очищают бревна, складывают сруб приземистой избушки”.
Самострой!!!
?
“Неизвестно, сколько времени братья прожили вместе на Маковце. Вероятно, не более чем год-полтора. Однако ясно другое: все это время Варфоломей был “под началом” у брата”.
Судьба Стефана. Уход “в люди”.
“Уход Стефана в Москву “Житие Сергия” рисует как бегство перед трудностями пустынной жизни. Вероятно, в этом только малая часть правды. Главное же заключалось в том, что Стефан искал возможности учить, находясь среди людей. Отшельническое житие на Маковце было для Стефана не конечной целью, а лишь ступенью на пути укрепления духа. После Маковца он пришел в Москву не как безвестный монах из мирского Хотьковского монастыря, а как отшельник, закаливший дух в борьбе с демонами пустыни. Таков был путь самого Иисуса: после сорокадневного искушения дьяволом в пустыне он вернулся к людям “в силе духа” (От Луки, 4, 14)”
?
“С этого времени началось одинокое подвижничество Варфоломея. Получив от брата первые уроки духовного “делания”, он избрал свой собственный путь к высотам духа”.
?
“Первая зима в лесу, вероятно, была для Варфоломея самой трудной. Туго было с припасами. Где-то неподалеку, в овраге, по ночам выли голодные волки. В остывающем очаге тускло краснели подернутые пеплом уголья. В мерцающем свете лучины по стенам качались и вздрагивали черные тени.
Варфоломей осенял крестом темные углы избушки, подбрасывал в очаг веток, затягивал любимый отшельниками 30-й псалом: “На тебя, господи, уповаю. Да не постыжусь вовек; по правде твоей избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, ибо ты каменная гора моя и ограда моя”.
“Зима многому научила его не только в духовном, но и в земном “делании”. К новой зиме он готовился куда более основательно. Близ кельи, на солнечной стороне, Варфоломей устроил небольшой огород, набрал в лесу и насушил пучки целебных трав, заготовил в избытке дров.
Единственными друзьями отшельника были звери и птицы. Больше года к нему каждый день приходил медведь, требовавший привычной “дани” — краюхи хлеба, которую Варфоломей оставлял ему на пне. Когда же ему нечего было дать зверю, тот не уходил и долго стоял, “възираа семо и овамо, ожидаа, акы некый злый длъжник, хотя въсприати длъг свой” (9, 312)”
?
Позиция Сергия.
“Варфоломей всем своим поведением и образом жизни отрицал иерархию. Он видел всех людей равными перед Иисусом. В бесконечном ряду стоящих перед лицом Спасителя каждый был одновременно и первым и последним. Этот взгляд на мир стал корнем его глубокого смирения и в то же время — его неизменного спокойного достоинства. Он был абсолютно чужд честолюбия и властолюбия, равно как и преклонения перед власть имущими.”
?
“В то время как Стефан стремительно восходил по ступеням еирархической лестницы, его смиренный брат продолжал свою одинокую жизнь на Маковце”.
Потому дороги братьев разошлись…
?
Был освящен храм на Маковце, построенный “в два топора”, Стефаном и Варфоломеем.
Далее:
“… вопреки традиции Варфоломей становился монахом, не пройдя установленный срок послушания в монастыре, под началом у “старца”.
“Житие Сергия” сообщает, что постриг состоялся 7 октября, в день памяти древних христианских мучеников Сергия и Вакха. Имя одного из них и дал Митрофан своему духовному сыну”.
“На смену исчезнувшему бесследно боярскому сыну Варфоломею в мир явился монах Сергий”.
Сражение???
“Обряд сопровождался облачением в монашеские одежды — мантию, клобук, пояс, параманд, — каждая из которых имела символическое значение. Отныне новопостриженный становился “воином Христовым”, готовым всю жизнь сражаться с дьяволом.”
“Освящение храма и монашеский постриг — единственные известные нам события “внешней” жизни Сергия в отшельнический период. Чем же занят был в эти году его дух? Какие мысли и образы волновали пустынника?”
?
“Впрочем, необходимо заметить, что, используя традиционные монашеские приемы борьбы с “грешной плотью”, Сергий никогда не впадал в мрачные крайности аскетизма: ношение железных вериг, восхождение “на столп”. Его аскеза — пост и труд.”
?
Слышание слова.
“Конечно, главным занятием Сергия была молитва — разговор с богом. В часы молитвы он забывал обо всем, чувствовал себя свободным и всемогущим, ибо сам Господь был его безмолвным собеседником”.
Две келейные иконы Сергия: “Богоматерь Одигитрия” и “Никола”.
“Божия благодать, даром даваемая, и человеческий подвиг духа, усилием завоевываемый! — таковы два духовных первообраза, две идеи, питающие созерцание, которые направляли внутреннюю жизнь древнего молебника перед этими иконами, преподобного Сергия” (106, 87 — 89)”.
?
Позиция Сергия по смерти московского государя Ивана Калиты.
“Все социальные и политические язвы Руси исцелятся, если люди научатся жить по Евангелию. Свое призвание, весь смысл своей жизни Сергий увидел в том, чтобы помочь им в этом”.
Сергий стремился к праведности сам! Завлекая тех, кто становился рядом.
?
О праведниках.
“Явление праведника будет неприметным для мира. Жилищем ему послужит пустыня. Но милость божия к нему беспредельна. “Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает свои руки от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет. Глаза твои увидят Царя в красе Его, узрят землю отдаленную; сердце твое будет только вспоминать об ужасах: “где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?” Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным” (Исайя, 33, 15 — 19).”
?

прордолжение

Share Button