Духовность

Реформа духовенства

Феофан Прокопович — сподвижник Петра в реформах.
“Родившийся в Киеве в 1681 году, Феофан Прокопович принадлежал по своему происхождению к сфере польских влияний, а по воспитанию к католической церкви. Он побывал в Риме. Оттуда он вынес ненависть к католичеству, ум доступный мыслям и идеям века, философии, науке, политике, до лютеранских тенденций включительно. Движение, поднятое Петром, проникшее уже, как мы видели, до глубины алтарей, захватило Прокоповича. Прокопович обладал библиотекой в 3000 томов и держал открытый дом. Он жил широко и также широко творил милостыню. В 1721 году, он учредил в одном из своих петербургских домов школу, лучшую из всех существовавших. Он сочинял стихи и писал пьесы, которые разыгрывались учениками его школы.
Захватившее его движение, как мы уже указывали, развилось главным образом в киевской польско-малороссийской среде, возрастившей целое поколение людей с умом светлым и просвещенным.”
?
Характеристика священников того времени.
“Священники и монахи, духовенство белое и черное составляли собой мир, многочисленный, влиятельный. Среды богатой и нравственно опустившейся. Богатства были громадные. Монастыри владели девятью стами тысяч крепостных. Одной Троице-Сергиевской Лавре принадлежало девяносто две тысячи душ и рыбные ловли, мельницы, луга, необозримые леса. Архимандриты, настоятели этих монастырей, носили на башмаках брильянтовые пряжки.”
Таким образом проявлялось насилие Церкви над славянами… Подавлены исконные обычаи и исконный порядок Славян.
“В государстве духовенство занимало исключительное место. Но, как уже было сказано, ни доблести, ни духовные силы в этом сословии не соответствовали столь высокому материальному положению. Пользовавшиеся таким уважением священнослужители хорошо знали только обрядность, но совершенно отвыкли от управления душами. Они были слишком упитаны, а также слишком невежественны.”
Обряд был мертвым…
?
“Необходимость реформы была очевидна для преобразователя. В новом государстве, к создани. которого он приступал, наследие Филарета и Никона представляло слишком много неудобств.”
?
Патриарх Руси умер.
“Но известие о его смерти в 1700 году царь принял как уведомление о победе.”
“Указом от 16 декабря 1700 года было образовано временное управление духовными делами в коллегиальной форме.”
Так Петр решил в момент отсутствия “головы” свершить преобразования в духовном сословии.
“И снова выбор государя пал на малоросса. Епископ рязанский и московский, Стефан Яворский — также дитя Киева и воспитанник иностранных школ.”
?
“Реформа имела следствия непредвиденные Петром. Раскольники подняли знамя бунта. Петр был совершенно справедливо этим удивлен.
Как все преследуемые, раскольники были людьми мужественными и постепенно сделались людьми выдающимися. Трудолюбивые, бережливые и трезвые, относительно образованные, или, по крайней мере, научившиеся читать из любви к текстам, — предметам ожесточенных споров, — они быстро приобрели богатство, влияние, почет; они подкупали чиновников, заручились высоким покровительством, издевались над невежеством правительственного духовенства, превратились в силу.
Итак, преобразователю приходилось начинать борьбу с раскольниками.
Положительно Петр сделал неудачный выбор сотрудника.
Даже в делах, оставленных под его ведением, Яворский был ограничен прежде всего совещанием епископов. С созданием Сената, в 1711 г. блюститель патриаршего престола потерял последнюю тень независимости. В 1718 г., заподозрив своего бывшего сотрудника в сочувствии Алексею, Петр удалил его из Москвы, поселил в Петербург, чтобы иметь всегда на глазах, и создал ему соперника в лице Прокоповича, назначенного епископом псковским, и облаченного все возрастающим доверием.
Петр при сотрудничестве Прокоповича работал над редакцией Регламента, предназначенного оправдать новую реформу и определить ее основания. Регламент — это любопытное произведение с интересным изображением современных нравов духовенства, где проявился сатирический дар псковского епископа, обнаруживает в то же время причудливое смешение идей и догматов, почерпнутых со всех четырех сторон религиозного, философского и политического мира западной Европы.
Они намереваются удалить из среды духовенства множество лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчету. Священник, по мнению Петра и Прокоповича, не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следует удостовериться, не имеет ли он “видений” или “смущающих снов”.”
Не допустить шизофреников.
“Святейший Синод должен до известной степени заменять и упраздненное патриаршество и отсутствующий Собор.
Учреждение привилось. Кроме того преобразователь более всего был озабочен мыслью сделать все необходимое, чтобы помешать церкви быть или сделаться помехой в новом, созданном им государстве и в этом отношении, надо сознаться, он вполне достиг совей цели.”
?

Табель о рангах

“Опускаясь в глубь веков до татарского нашествия, мы видим на почве древней Руси следы трех сословий. Вверху мужи или знать, ниже — люди, образующие здесь всех свободных людей страны. На последней ступени стоит население рабское. Такое сходство находит себе достаточное объяснение в нормандском происхождении русского государства. Монгольское иго изгладило почти совершенно такой строй под однообразным уровнем общего рабства. Иоанн 3 образовал вокруг себя новую группу: класс людей служащих, служилых, государь раздавал им земли в наследственное или пожизненное владение, взамен обязательсьва служить ему во время мира и во время войны. Но до воцарения Петра ей не удавалось сплотиться в правильно организованное сословие. Это не было ни сословие, ни аристократия.
Преобразование военной и гражданской службы, предпринятое Петром, прежде всего затронуло положение этих служилых людей или дворян. Крестьянин мог получить чин офицера, и сделавшись офицером, становился дворянином. Знаменитая табель о рангах, изданная в 1721 году, служила только официальным выражением и подтверждением таким образом установившегося порядка. Служба государю являлась теперь разделенной на три отдела: армия, государство и двор; но состав служащих был один. Он основывался на одинаковом чиноначалии, при помощи четырнадцати классов или чинов, соответствующих между собой в каждом отделе, как ступени тройной лестницы. Фельдмаршал в мире военном, канцлер в мире гражданском, стоят рядом на вершине ее. Непосредственно ниже — генерал соответствует тайному советнику и так далее, вплоть до прапорщика и коллежского регистратора, одинаково поставленных на нижней ступени сооружения. Иерархическая градация распространяется и на семью; жена носит чин мужа; дочь сановника первого класса, пока не вышла замуж, стоит в уровень с женой чиновника четвертого класса.
Такая специальная группировка вылилась из духа и плоти народа, который искони проявлял одинаково мало склонности к образованию свободной демократии или сильной аристократии.”
Именно! Свеобразие славян. Демократия — Греция. Порядок — Рим…
?
“Наконец, Петр надеялся улучшить положение крепостных. Он полагал, что, становясь богатым, собственники сделаются более доступными жалости. Закон общий, единоличное наследие распространялось на все виды недвижимой собственности, от имения земледельца до лавки суконщика, и Петр прежде всего заботился о создании, как в деревне, так и в городе, поручителей за правильное поступление податей.
Успеха Петр не достиг. Семнадцать лет спустя, отменяя закон, императрица Анна объясняла свое решение тем, что его положения не привели к желанным последствиям: большинству земельных собственников удавалось при помощи различных обходов уклоняться от исполнения воли законодателя.
Петр был бессознательным общественным преобразователем. Это его лучшее оправдание. В городе, как и в деревне, великий муж, страдавший близорукостью, коснулся лишь мимоходом.
Петр совершил свое дело.
Увеличить благосостояние частных лиц, усиливая в то же время доходы государства, создать одновременно новые источники обложения и новые источники производства, заменить привозные товары произведениями отечественной промышленности; возбудить деятельность народа и его дух предприимчивости; принудить праздный люд, монахов, монахинь, нищих занять места в рядах трудящегося населения; устранить равнодушие и даже враждебность администрации к силам производительным, внести изменение в неудовлетворительное правосудие, устранить недостаточное развитие кредита, отсутствие общественной безопасности, создать третье сословие, ввести, наконец, Россию в современное экономическое движение, — всего этого Петр желал и всего добивался.
Успех его предприятия был отчасти испорчен досадным совпадением и коренной ошибкой. Совпадением — была война с ее последствиями и неизбежными требованиями. Ошибкой была его уверенность в возможности создать жизнь торговую и промышленную, снабдить это создание органами, соответствующими его нуждам.”
Т. е. контроль рынка (и денежного курса сегодня).
?
Торговля.
“История торговли при Петре, почти целиком история отечественной торговли. При восшествии на престол Петр имел сильное желание отказаться от царских прав, превращавших его в самого крупного и даже единственного крупного купца государства. Но ему пришлось покориться закону войны: он остался купцом, чтобы зарабатывать деньги, и, ничего не делая наполовину, он увеличил количество своих дел, монополизируя более чем прежде, поглотив окончательно, всецело весь рынок внутренний и внешний.”
?
Сельское хозяйство.
“Такой разносторонний, почти всеобъемлющий человек не мог не быть земледельцем. И, действительно, он был им, и даже страстным. В истории сельского хозяйства России царствование Петра также составляет эпоху. Он не довольствовался тем, чтобы научить своих крестьян сажать картофель, как позднее Фридрих; крестьянам подмосковным он показывал с серпом в руках, как надо убирать хлеб, под Петербургом, — как плести лапти. Восхитившись во Франции садом сельского священника, он сейчас же по возвращении в Россию, распек свое духовенство: “Почему они у себя не заводят таких огородов”! Он занимался выбором семян для посева, разведением скота, удобрением полей и применением орудий и способов усовершенствованного хозяйства; пробовал развести виноград на земле Донских казаков и заботился о его более успешной культуре в окрестностях Дербента. В 1712 г. им были устроены первые конские заводы; в 1706 г. заведены первые стада баранов в теперешних губерниях Харьковской, Полтавской и Екатеринославской. Петр был также первым лесничим своей родины. Первый он встал на защиту лесов против господствовавшего безрассудного истребления. Для этого, правда, он употреблял способы, навряд ли применимые в настоящее время даже в России: вдоль берегов Невы и Финляндского залива, на пятиверстных промежутках были поставлены виселицы для назидания опустошителей.”
?
Казна.
А казна до Петра была пуста…
“Прежде всего, помимо содержания армии, на самом государстве не лежало почти никаких повинностей. Оно не платило своим служащим: они были обязаны ему служить взамен раздаваемых им привилегий, или получали жалованье косвенным образом, путем “кормления”. Оно не поддерживало дорог, тогда не существовавших, и так далее.
Вместо того, чтобы стремиться увеличить производительность источников дохода, уже существовавших и соответствовавших производительным силам страны, он принял политику финансового грабительства, обременяя наудачу налогами все, что ему казалось пригодным для обложения, до бород своих подданных включительно.
Но так как расходы увеличивались одновременно с этим, то царская казна оставалась пустой.
Вызванная потребностями войны, постоянно приспособлявшаяся к ее нуждам и надобностям, финансовая политика великого царствования обанкротилась даже перед армией.”
Петр так и не нашел ключа к решению задачи наполнения казны.
?

продолжение

Share Button