Война — стимул для Петра.
“Труд являлся косвенным плодом войны. Старые и новые категории чиновников и административных учреждений, наслоенные друг на друга, соперничали между собой. Одетые, снаряженные и поставленные на европейский лад, новые сподвижники Петра, министры, канцлеры, советники, стояли рядом с окольничими, кравчими, постельничьими старины.
Наконец, — это и самое важное, — новые учреждения заимствовали у западных образцов только форму. Дух оставался чуждым для них.”
?
Сенат — правил. Петр — требовал от сенаторов. Прокуроры — наблюдатели исполнений сенаторами.
“Не имея, однако, кресла в высоком собрании, главный контролер Петра более походил на современного французского прокура государственного короля, состоящего при Парламенте.
Прокуроры, также назначенные при различных органах власти в виде агентов контроля, с успехом заменяли фискалов, деятельность которых касалась внешних сторон, нося неприятный характер тайной полиции.”
?
Борьба с преступностью.
“Тщетно государь клеймил преступников раскаленным железом; в этом отношении все классы общества вступили с ним в борьбу. В 1695 г. князь Ухтомский и два брата Шереметьевы были захвачены в Москве, когда среди белого дня грабили дом и убивали его обитателей. Предшественники Петра содействовали увеличению зла, колеблясь между двумя способами его искоренения, поочередно применявшимися: чрезмерной суровостью и чрезмерной снисходительностью. Теперь не было больше вопроса о колебании, и не трудно догадаться, в какую сторону склонился выбор царя. Один указ повелевал отрезать носы “до кости” разбойникам, почему-либо не повешенным; другой приказывал немедленно и без исключения вешать всех попавшихся в руки.
Обществу трудно было освободиться от своего дикого состояния, а содействие, оказываемое администрации и полиции правосудием, не клонилось в пользу ускорения эволюции.”
?
Из истории.
“Князья Московские добились своего главенства не столько мечем, как подарками, раздаваемыми татарским должностным лицам; Россия вышла из этой школы и сохранила ее отпечаток. Зло въелось в ее плоть и кровь.”
?
Петр решает поправить ситуацию.
“Воеводы лишены были своих судебных прав, а в провинции учреждены суды первой и второй инстанции, судебные палаты в столицах и главнейших городах.”
?
Удалось ли создать законность в государстве?
Нет, не удалось…
“Политическое и общественное здание, наскоро им воздвигнутое, долго еще представляло с этой стороны неприятное зрелище: вид старой стены наспех оштукатуренной, с трещинами, мхом и грибами, пробивающимися сквозь слой известки. И таков почти повсюду облик всего здания. Нельзя за двадцать лет, даже работая огнем и железом, выполнить работу тысячелетия.”
?
Армия и Флот. Петр — военный тактик.
“Петр не создал в России хорошо устроенных финансов; он оставил ей военную организацию, доказавшую свои блестящие качества и составляющую одну из наиболее бесспорных и славных заслуг преобразователя.
В 1684 г. уже имелся наличный состав в триста человек и ядро военного образования в Преображенском. В следующем году Петр решил произвести рекрутский набор. Число ополченцев достигло до тысячи, и второй потешный полк был создан в Семеновском, откуда произошло название второго гвардейского полка. Петр значился сержантом в Преображенском полку.
Это было ядро будущей армии, не имевшей уже ничего общего в смысле устройства, дисциплины и обучения с древней ратью или ополчением разного рода оружия.
Она доказала свое сравнительное превосходство под стенами Азова 1695 г. Для возбуждения творческой деятельности великого мужа понадобилась шведская война.”
?
Армия была рекрутской, часто с пожизненной службой. Оттого — слабая…
“Доказательством тому вскоре явилась осада Нарвы. Из тридцати двух тысячного состава регулярных войск, уже находившихся в распоряжении Петра, только полки Преображенский и Семеновский оказались способными на некоторое сопротивление; но разрядив до двадцати раз свои ружья, по свидетельству Посошкова, они не убили никого.
Это второе испытание, наконец, открыло молодому государю значение нравственного элемента, он стал относиться впредь с особой заботливостью к воспитанию души солдата. В этом главным образом заключается его заслуга, более важная, чем учреждение пушечных заводов на Охте и в Туле, пороховых фабрик, основанных в Петербурге и на Охте, военно-инженерного училища, открытого в Москве, и даже первого, приписываемого Петру опыта конной артиллерии. Воспитанный Петром, русский солдат из простого полубессознательного животного превратился в существо мыслящее, повинующееся, — что-бы ни говорили, также иным побуждениям, кроме страха наказания. У него есть идеал и душевное мужество, сознательная храбрость, не внушенная палкой.
Русский солдат, современник великого царствования, не был, по крайней мере в принципе, рекрутом в немецком или французском значении этого слова; он не принадлежал, как очень часто случалось там, к подонкам черни. Скорее, опять-таки в принципе, он являлся представителем лучших сил народа.
Древняя Московия не отличалась воинственностью; победы князей Московских над татарами были плодом политики коварства и терпения. Однако, подарив государству полтавскую армию, он создал из нее прекрасное орудие, средство осязательного могущества и в то же время нравственного прогресса. Настоящее величие России возникло при его помощи.”
?
Флот.
“В общем, как с точки зрения военной, так и с точки зрения торговой Петр приложил много бесплодных стараний, чтобы обратить русский народ в мореплавателей. Неумеренность и поспешность, — два недостатка, свойственные всем созданиям великого мужа, — здесь, как и в других случаях, помешали успеху. Число судов всякого рода, линейных кораблей, фрегатов или галер, потсроенных в эпоху великого царствования, достигало почти тысячи; но когда в 1734 г., девять лет спустя после смерти Петра, для предполагаемой осады Штеттина понадобились их услуги, то на лицо с трудом оказалось пятнадцать, способных держаться на воде, и ни одного офицера, чтобы ими командовать.
Петр пошел слишком быстрыми шагами, а, главное, хотел зайти слишком далеко. Создать в России флот было прекрасной мыслью, превратить Россию в Голландию — безрассудным намерением.”
?