“Было бы ошибочно думать, что черт погибает под рукою торжествующей цивилизации только потому, что она сознает в нем врага. Нет, он просто жертва своей ненужности, жертва сознания, что он отслужил свою службу и обречен ею на отставку, как обрекаются на слом леса, когда выстроено при помощи их здание. Наша цивилизация изгоняет из себя черта по тому же закону, по которому изгоняет она рабство, привилегии, религиозный фанатизм, божественное право и еще многое другое, с чем она борется в настоящем и что предстоит ей одолеть в будущем.”
В средние века черт был необходим:
“Это так верно, что реформация не подняла на него руки своей и приняла его таким же, как создал его католицизм”.
“Но этика имеет также свою эволюцию, и в более культурный век развитое чувство общественности и более зрелая нравственность порождают силу положительной совести, которая очищает религию от элемента страха, от власти совести отрицательной. И вот — час Дьявола пробил.”
“В Средние века судья за самую ничтожную вину угрожает смертью, а духовник адом, и оба имеют к тому основание, так как всякий другой довод был не убедителен в обществе буйном, грубом, невежественном и ничего не боявшемся, кроме смерти и загробной расплаты, воображаемой с чисто языческим материализмом. Повышение этнического сознания параллельно погашает надобность и в смертной казни и в бесе. Царство страха сменяется царством разума”.
?
“Кардуччи спросил:
— Уверен ли святой отец, что старый архангел еще жив и в силах?
Артуро Граф отвечал:
— Святейший отец! Я не знаю, какой ответ на ваше приглашение последовал свыше, но — к чему тревожить покой доблестного небестного воина? Дело, начатое Христом восемнадцать веков назад, закончила цивилизация. Она победила ад и навсегда искупила нас от Дьявола.
Именно этими выразительными словами туринский профессор и закончил свою знаменитую книгу “О Дьяволе”, положенную мною в основу этого сочинения”.
Цивилизация победила ад и навсегда искупила нас от Дьявола… Дьявол — это образ, вскормленный страхом невежества. Развеялось невежество, уменьшился страх, и Время превратило грозного средневекового Дьявола в смешного чертика 18-19 веков, а затем и совсем развеяло этот фантом…
Но так ли это?…
31.05.2000