“Местные и областные названия черта бесчисленны. В словаре Даля мы находим следующий ряд синонимов: нечистый, некошный, черная сила, сатана, дьявол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шишга, отяпа, хохлик. Затем у Даля же при слове “бес”: змий, кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг, неистовый, лукавый, нечистый, луканька, не наш, недобрый, нелегкий, нелегкая, нечистая сила, неладный, соблазнитель, блазнитель, морока, мара, лихой, игрец, шут, шайтан, черная, неключимая сила, некошный, ненавистник рода человеческого, наше место свято.
Сверх того, каждый особый тип нечистой силы, например, домовой, водяной, леший, тоже имеют многочисленные местные названия. Наконец, отдельные русские племена, например, малороссы, разработали свою собственную синонимику. У них черт называется: кадук, дидько, болотянык, морок, мара, дыво, лыхо, бида, бис, черт, дыявол, недолий и облуд.
О происхождении чертей рассказывается множество легенд. Наиболее распространенным из воззрений следует, как кажется, считать то, по которому нечистый дух представляется существующим от вечности, как и Сам Бог. Об этом мы должны заключить по ходячим сказаниям о сотворении мира. Древнейшим из этих сказаний Афанасьев считает следующее, которое мы передаем здесь в основной его сути. Вначале не было ничего, кроме воды и воздуха. Приняв решение создать землю, Господь призывает нечистого и повелевает ему нырнуть в воду, опуститься до самого дна и захватить оттуда горсть песку во имя Его, то есть Божье. Лукавый черт, конечно, не слушает повеления Божия и берет песок во имя свое. Но пока он поднимается со дна первобытной водяной бездны на ее поверхность, песок у него из лапы весь выскальзывает до последнего зернышка. Черт вновь ныряет, и снова та же история. Тогда он, наконец, набирает песок во имя Божие и благополучно выносит его на поверхность.”
Что значит: делай дело не во имя результата, а во имя самого дела!
?
Народное видение иерархии духов.
“В Винницком уезде рассказывают, что однажды главный черт вздумал сравниться с Богом и для того повелел своим чертям выстроить высочайшую башню. Черти потом залезли на эту башню и стали оттуда смотреть на весь мир, и при этом хвастались, какие они мастера и какие они могучие. Но Бог во мгновение ока разрушил эту башню, и черти все кувырком полетели с нее на землю. Летели они оттуда сорок дней и сорок ночей, и кто куда упал на землю, тот там с тех пор остался и по тому месту получил название. Черти, упавшие с башни в воду, сделались водяными, упавшие в леса — лешими, упавшие в болото — болотниками, “болотыняками”, как их зовут хохлы, упавшие в камыш — “очеретяныками” и т. д. Можно было бы думать, что при таком великом крушении чертовой башни были и такие черти, которые попали в жилые дома и сделались домовыми. Но о таком происхождении домового, сколько можем припомнить, в народных сказаниях не упоминается.”
?
Домовой.
“По-настоящему, если вникнуть в происхождение домового, то он, наверное, оказался бы существом весьма невинного свойства. Домовой или, другими словами, домашний дух, покровитель дома, есть не что иное, как дух отдаленного предка тех, кто живет в этом доме. Это благодетельное второстепенное божество”.
?
Думай: дело серьезное — наука!
“Но кто пожелает, тот, по народному поверию, может сам для себя сделать домового, и делается это следующим образом. Случается, что во время ветра у курицы хвост поднимается веером. Вероятно, в народе сохранилось смутное представлание о том, что черт, который обычно присутствует в вихрях, налетая на курицу, оплодотворяет ее. У курицы от этого зарождается особое яичко, отличающееся своими крошечными размерами. В народе оно называется “носок”. Заметим мимоходом, что очень старые курицы нередко несут такие недоразвитые яйца. Так вот такой именно сносок хозяин дома укладывает себе под мышку и носит его девять дней. Тогда из этого яичка вылупляется маленький чертик. Как существо, высиженное человеком, этот чертик, само собою разумеется, становится покорным рабом и слугою своего хозяина, он поселяется в доме и служит его гением-хранителем. В Винницком уезде в народе есть поверие, что такой самодельный домовой имеется в доме каждого богатого мужика, который самым своим богатством обязан тому, что обзавелся таким домовым”.
?
Пища для домового:
“Обыкновенное местопребывание домового — запечный угол или подпечье. Туда и кладут хозяйки маленькие хлебцы, которые выпекают норочно для домового. Так как эти хлебцы, без сомнения, поедаются мышами, крысами и другими вольными жильцами избы, то это угощение и принимает вид жертвоприношения. Положенный под печь хлебец исчез — значит, жертва была принята домовым”.
?
Явление домовых.
“Домовые духи редко показываются людям; если же показываются, то уже не в коем случае не к добру, а всегда предвещая какое-нибудь несчастье. Своим явлением он как бы предостерегает хозяев”.
“После домового самые популярные типы нечистой силы — леший и водяной.”
?
“Лешего в разных губерниях называют: лесовик, лосовой, лешак, лесник, лесун, а местами даже просто лес. Местожительство лешего — самая глухая лесная трущоба, но иногда также пустырь. Впрочем, этот дух обитает в лесу только в теплое время года. В начале октября он проваливается сквозь землю и зимует где-то в преисподней, а весною снова выскакивает из земли и поселяется в своем лесном логове. Перед зимовкою леший обыкновенно беснуется, поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и логовищам. По польскому поверию, леший любит старые сухие деревья, особенно вербы; он часто сидит на этих деревьях, приняв вид совы. Поляки-селяне избегают рубить такие деревья, чтобы не накликать на себя, рассердив лешего, какой-нибудь беды. По русскому поверию, леший тоже любит старые деревья, но предпочитает сидеть и в дуплах. У нас есть поговорка: “Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана”.
Весной леший вылетает из ада в виде птицы и летит к своему лесу, производя по пути вихрь. Вообще шествие лешего сопровождается вихрем, от этого никто никогда не видит следов его ног, потому что он вихрем заметает свои следы”.
“Находясь в лесу, люди, помня лешего и зная, что его появление всегда сопровождается бурею, старательно избегают всего что напоминает бурю, например, не решаются свистать. На свист леший того и гляди отзовется и явится в сопровождении вихря”.
Из-за нарушенного равновесия в электромагнитной системе леса.
?
Подтверждение электромагнитного происхождения.
“Лешего чаще всего представляют себе в виде великана, голова которого доходит до вершин самых высоких деревьев. Но с другой стороны, утверждают, что леший всегда приспосабливается к местности, то есть, например, идя в лесу, он вытягивается в рост высоких деревьев, а идя по полю, съеживается до высоты травы”.
?
Контроль внутренней жизни леса.
“Лесной зверь находится в такой же полной власти и собственности у лешего, как домашний скот у людей. При массовых переселениях животных, например, белок на севере, народ всегда толкует это явление в том смысле, что передвижения зверя совершается по воле лешего.”
Связь человеческой энергии с лесной.
“Кто намерен охотиться на лесного зверя, тот должен прежде всего задобрить местного лешего, ибо если он этого не сделает, то, во-первых, он ровно ничего не добудет, а во-вторых, леший и его самого замотает в лесных дебрях так, что он оттуда и не выберется.
Охотники приносят в жертву лешему краюшку хлеба, либо блин, крепко посолив эту снедь; жертва кладется куда-нибудь на пень”.
?
“Водяной в народе часто называется дедушкой; положим, так же называют и домового, но к водяному этот эпитет как-то особенно плотно пристал.”
“Из других типов нечистой силы он ладит с лешим, но не ладит с домовым.”
“Обычно водяной, как и леший, в зимнюю пору подвергается спячке, зимуя где-нибудь в глубочайшем омуте”.
Застывание электромагнитных полей в холод.
?
Водяному тоже приносят жертву весной. Обычно —лошадь. Тогда он помогает рыбному промыслу.
“Голодный водяной дожидается угощения три дня, и именно как раз до Никитина дня”.
“После того, как лошадь утоплена, староста еще льет в воду масло и при этом приговаривает: “Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье; люби да жалуй нашу семью”. Угостив дедушку, и сами рыбаки после того щедро угощаются, то есть всю ночь напролет пьянствуют”.
“Любимое его местопребывание — это мельница, а на ней водяное колесо”.
“Когда колесо работает, водяной обязательно сидит сверху и брызгает водою”.
?
Все силы требуют жертв.
“При закладке мельницы водяной берет подать, то есть топот какого-нибудт человека. Но можно предупредить это несчастье, положив зарок на какое-нибудь животное, например, на корову, на свинью. Водяной рано или поздно доберется до обреченного животного и утопит его. Но злые мельники иногда кладут зарок на кого-нибудь из своих недругов-людей, и тогда водяной впоследствии утопит этого человека. Число обреченных жертв сообразуется с размерами мельницы, с числом поставов. Иной раз приходится, значит, на несколько голов скота”.
?
Сторожевой дух.
“Так, например, там народ верует в особого черта скарбныка. Это домашний дух, нечто вроде домового, хотя с известным особым оттенком. Человек заключает союз с чертом, и этот черт поселяется у него во дворе и помогает своему хозяину во всех делах, а прежде всего, разумеется, в деле приобретения богатства.
Присутствие скарбныка в доме обычно обнаруживается при первой попытке что-либо украсть из этого дома. При этом на вора нападает настоящий столбняк. Он не может двинуть ни рукой, ни ногой, ни крикнуть и стоит так, с украденной вещью в руках, до тех пор, пока не придет хозяин. Значит, скарбныка надо понимать, как сторожевого духа”.
?
Денежник.
“У лужичан, например, существует верование в так называемого “пенежного”, то есть денежного змея. Он точно так же летает к своим любимцам в огненном образе, вскакивает в избу через дымовую трубу и приносит золото. Разумеется, такие люди становятся страшными богачами. Но змею надо приносить жертвы; для него ставят в печах молочную кашу, говядину и другую пищу. Все это он и пожирает, спускаясь через трубу ночью, когда в доме все спят.”
Выход энергии жертвы в небо.
?
“Верование в ведьм на юге России удержалось несравненно крепче, чем на севере. Недаром же возникло наше летучее слово: ведьма киевская.”
Земля полянок, амазонок.
?
Аттавизм.
Ведьмы “… бывают либо естественные, либо искусственные, то есть ведьма может родиться на свет, или же, родившись на свет совершенно нормальной женщиною, может стать жертвою впоследствии. У врожденных ведьм есть примета, вполне их изобличающая, — хвост. Сначала этот придаток бывает величиною не больше пальца, но впоследствии, особенно если ведьма усердно занимается ведьмовством, хвост у нее отрастает и делается такой, как у собаки.”
“Надо еще разъяснить, что прирожденные ведьмы, “родимые”, как их называют хохлы, считаются существами далеко не столь вредными как ведьмы “ученые”; притом же родимые ведьмы, в сущности, ни в чем не повинны сами по себе, ибо родятся они на свет потому, что были либо прокляты, либо заколдованы в то время, когда были еще в утробе матери. Иное дело ведьма ученая. Эта сделалась ведьмою по собственной злой воле, с очевидною целью делать зло людям. Родимая же ведьма иногда и вовсе не пользуется своими врожденными талантами или если и пользуется, то несравненно умереннее, нежели ученая.
Обычный талант ведьм, — это, прежде всего, способность превращаться, перекидываться во что угодно — в собаку, кошку, птицу. Главным же образом их деятельность сводится к доению чужих коров, задержанию дождя, управлению бурями и ветрами. Иные сосут кровь у людей и в этом отношении сходятся, следовательно, с упырями. Какими способами ведьмы проделывают все эти штуки, о том доподлинно никому не известно. Подсматривать же за ними в высшей степени опасно, потому что у того, кто хоть чуть-чуть проникает в их тайны, они высасывают кровь, и любопытный человек быстро погибает.
Однако, по общему убеждению, ведьмы, отправляясь из дому по делам, поступают таким манером. Раздевшись, они намазывают все тело какою-то мазью, потом ставят в печку горшок с какою-то жидкостью. Когда эта жидкость разогреется, от нее начнет валить густой пар, поднимающийся через трубу. В эту минуту ведьма схватывает кочергу или помело, садится на него верхом; пары, идущие из горшка, подхватывают ее и выносят через трубу. С этого момента ведьма может перекидываться во что хочет, может носиться под облаками, переменять ветер, задерживать тучи и т. д.”
?
“Доение чужих коров, как известно, одно из главнейших злодейств ведьмы”.
“Волшебный же способ доения, по воззрениям нашего народа, очень похож на описанный нами в иноземных сказаниях. Ведьмы у себя дома пробуравливает где-нибудь в столбе, косяке или в стене дырочку и держит ее заткнутою, а когда ей надо молока, она вынимает из дырочки затычку, произносит заклинательное слово, и молоко струею течет из дырочки в подставленную посудину”.
?
Способ связи с Силой.
“Ведьмы, говорят, часто появляются на перекрестках дорог, там, где ставятся кресты и часовни; с этих мест ведьмы скрадывают звезды. Для этого им надо залезть на крест, но непременно вверх ногами”.
?
Обряд посвящения.
“В Литинском уезде записан любопытный обряд посвящения ведьмы. Старая ведьма дает своей ученице кусок творога и сама берет кусок и ведет ее к колодцу. Она велит ученице раскрошить творог, бросить его в воду и смотреть. Ученица смотрит и ничего не видит особенного. Тогда ведьма крошит свой кусок и бросает крошки в воду колодца. И тот час же на творог со всех сторон набегают гады и чудища, хватают его. Тогда ведьма, указывая на это своей ученице, говорит ей, что коли она хочет быть ведьмою, то должна знать, что ее душу точно также черти разорвут на том свете. Если ученица этого не испугается, тогда ведьма начинает ее обучать всем тонкостям искусства.”
?
Знахари.
“Есть особые люди, так называемые “видьмаки”, которые обладают способностью видеть и с одного взгляда различать ведьм. Сами по себе видьмаки безвредны и не злобны, напротив, они стараются оберегать людей от ведьм. Но видьмак все же не выдает ведьм, он только как бы командует над ними, председательствует на их собраниях и направляет их деятельность так, чтобы от нее людям было наименее нехорошего. По-видимому, после своей смерти видьмаки обращаются во что-то вроде упыря, то есть вампира”.
?
Как “ловят” вампиров.
“Если кто-нибудь из спящих начинает ночью метаться или храпеть, то заключают, что его давит вампир. Тогда караульные всех поднимают на ноги, и люди принимаются ловить упыря. Опытные люди знают какой-то заговор, силою которого упырь, пойманный на месте злодеяния, приглашается влезть в узкогорлую посудину. Как только он туда влез, посудину затыкают и несут упыря на пустырь, где зажигают огромный костер из дров и дерна. Когда посудина с упырем, вверженная в это огнище, с треском лопается, то публика и успокаивается, что вампир сгорел”.
?
О разных видах знаний.
“Южане пытаются, однако, установить различие в типах колдунов. У них знахарем называют специалиста, отгадывающего будущее по картам и звездам; чаривныком — того, кто дьявольскою силою творит всякие пакости людям; ворожбитом — того, кто лечит волшебными средствами. Есть у них еще характерники — это колдуны, знающие заговоры решительно на все случайности и опасности, так что такой человек ничего на свете не боится. Такого человека можно убить лишь серебрянною пулею, над которою отслужено двенадцать обеден.”
?
Система охранения.
“Вернейшим средством против всяких повальных болезней, людских и скотских, считается любопытный обряд опахивания. Задача состоит в том, чтобы вокруг всего жилого места, например, деревни, провести плугом борозду с сомкнутими концами. Таким манером все место окружается волшебным кругом, через который невозможно переступить вражьей силе. Обряд совершается с общего согласия жителей и обычно обсуждается и решается на мирской сходке. Заведует церемониею пожилая баба, богатая опытом о всяких звычаях и обычаях. Вообще в деле учавствуют только одни женщины, мужчины исключаются совершенно, и во все время опахивания должны сидеть по домам, наглухо запершись. Точно также запирают и всех домашних животных.
Ровно в полночь баба, заправила обряда, выходит в одной рубахе на околицу и с диким воплем стучит в сковороду. Это призывной сигнал. По нему все взрослые жители деревни, девушки и замужние, выбегают из дворов, вооруженные всевозможными хозяйскими снастями — ухватами, кочергами, косами, серпами, метлами или просто дубинками. В ту же минуту повсюду затворяют ворота, запирают наглухо скотину в хлевах, привязывают собак, и сами остающиеся дома мужики запираются в избах.
Между тем, все женское население собирается на околице. Приволакивают и плуг или соху, которыми совершается опахивание. Лишь в немногих местностях, например, в Волынской губернии, в плуг впрягают волов, повсюду же в других местах плуг волокут сами же бабы. Обряд начинается с того, что заправила произносит, сняв с себя рубаху, грозное проклятие смерти. Затем бабы подтаскивают соху, надевают на заправилу хомут и впрягают ее в соху. Другие пособляют ей, и таким образом совершается троекратное обхождение сохою всей деревни.
Вся толпа женщин, сопровождающая соху, вооружается пучками зажженной соломы; вся эта публика во все горло кричит, пляшет, кривляется, размахивает по воздуху теми снастями, какие кто захватил, хлопает кнутами. Иногда всем хором поют особую заклинательную песнь; в ней говорится о каких-то котлах, в которых “горит огнем негасимым всяк живот небесный”, о старцах, которые стоят около тех котлов и сулят всему миру “животы долгие”, причем “на злую смерть кладут старцы старые проклятьице великое”.”
?
“В Курской губернии в соху при опахивании впрягают бабу-неродиху, то есть бесплодную. Правит сохою девица, порешившая не выходить замуж; а сзади сохи идут вдовы и сыплют, как бы сеют, во вспаханную борозду песок. “Когда песок взойдет, тогда и смерть к нам зайдет”, — поют при этом участницы обряда.
В Воронежской губернии для опахивания избирают девять девушек заведомо безупречного поведения, трех вдов самого дородного телосложения и одну беременную бабу. Девиц запрягают в соху, правят вдовы, а баба идет впереди с образом. Все поют обрядовую песню: “Выйди вон из села, мы идем, девять девок, три вдовы с ладаном, со свечами, с Божьей Матерью!”
Все живое, попадающее на пути процессии, нещадно предается смерти, будь то зверь, птица, человек. Коли попалось животное, то это, очевидно, оборотень; болезнь превратилась в зверя, птицу, чтобы спастись от преследователей, или с такою же целью приняла вид своего деревенского мужика. Поэтому-то мужики во время опахивания сидят дома. Сошник при опахивании располагается так, чтобы отваливал землю в сторону, противоположную селению”.
продолжение
???