СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ КОЛДУНОВ И ВЕДЬМ

Магия из “верхов” переходит в “низы” в средние века.
“А пока короли и папы, принцы и епископы либо увлекались тайными науками, либо преследовали их с неразумной свирепостью, народ помаленьку да потихоньку разрабатывал свою собственную магию, которая скоро и расцвела пышным цветом, явив собою одно из удивительнейших блужданий человеческого духа.”
?
Факт полета на шабаш:
“… теория “иллюзии”, то есть дьявольского наваждения, по которой выходило, что реальных поездок на помелах не существует, хотя еще и имела немногочисленных сторонников, но она все же резко видоизменилось. Теперь уже стали толковать так. Тело ведьмы, точно, на шабаш не летает, но дьявол, после того, как ведьма натирается особою волшебною мазью, выхватывает из нее душу и препровождает ее на шабаш. Значит, ведьма хоть и не вся, а все участвует в шабаше самолично и непосредственно; тело же ее в это время лежит в бесчувственном состоянии, и дьявол устраивает так, что никто ее не видит. По окончании же шабаша дьявол приносит душу назад, соединяет ее с телом, и ведьма остается в уверенности, что она была на шабаше, и запоминает все подробности своего путешествия.”
“Большинство же верило в настоящее телесное путешествие на шабаш и принимало все рассказы ведьм из-под пытки за чистую монету.”
?
“Ведьма прежде всего должна была запастись освященною гостиею, под предлогом причастия. Принеся ее домой, она ее скармливала жабе; потом, когда жаба съедала гостию, ведьма убивала и сжигала саму жабу. Золу от нее она месила с кровью новорожденного младенца, по возможности некрещенного. Далее прибавляла в эту смесь порошок из костей повешенного и разные травы. Получалась волшебная мазь.”
“Этою мазью ведьма натирала себе ладони (по другим вариантам — раздевалась и натиралась вся), ею же натирала своего “коня”, то есть палку, помело, метлу или просто какой-нибудь стул, скамью, сидя на которых верхом и пускалась в путь. “Конь” немедленно, как только она на него садилась, взвивался на воздух и во мгновение ока доставлял ведьму на шабаш. Случалось (это опять вариант), что ведьма садилась и ехала на самом дьяволе, который тогда принимал вид козла, пса, а иногда даже и коня.
Шабаш мог происходить где угодно — в лесу, в болоте, на любом пустыре, но все же были для этого предназначены и излюбленные народным сказанием места: в Германии — знаменитая гора Брокен, в Италии — дуб около Беневента. Было еще какое-то таиственное место шабашных сборищ, где-то у реки Иордана. И на каждое собрание ведьмы-гостьи являлись тысячами, несметными толпами. Любимым временем шабаша была ночь с четверга на пятницу.
Ведьмы усаживались за столом, уставленным кушаньем и винами, которые появлялись внезапно из-под земли, по знаку демона, командовавшего пиршеством. Потом они воздавали поклонение демону, который присутствовал на шабаше в виде козла, пса или обезьяны. Они отдавались ему и телом, и душою и лобызали его, конечно, самым гнусным лобзанием, держа в руке зажженную свечу.”
“После проповеди предавались нечестивым и непристойным танцам”.
“Танцевали, обычно держась друг к другу спиною. Каждая пара, проносясь мимо дьявола председателя, отдавала ему поклон, запрокидываясь назад и поднимая ногу вверх, как бы в поругание небу. Пир заканчивался неистовою свалкою, в которой черти служили кем угодно: и инкубами, и суккубами…”
?
Разность ведьм и мага.
“… ученые знатоки чертовщины резко отличали колдуна и ведьму от мага, волшебника. Маг жил своим ремеслом, зарабатывал им деньги, ведьма же своим искусством не торговала. Маг мог служить столь же благим целям, как и преступным, ведьма же ни каких благих целей знать не знала, и только пакостила.
Ученый-демонолог Шпренгер насчитывает три группы ведьм: во-первых, были среди них такие, которые могли наносить зло, но не могли уже его исправить; во-вторых, такие, которые только устранить зло, но не могли сами его причинить; и в третьих, такие, которые могли и причинить зло и устранить его”.
“Они убивают и едят детей, если они уже окрещены, а если попадется еще некрещенный новорожденный, то приносят его в жертву дьяволу. Кровь таких детей, как мы видели, служит цементом для мази, с помощью которой ведьмы совершают поездки на шабаш. Такой ведьме достаточно только прикоснуться, например, к беременной женщине, чтобы произвести у ней выкидыш или лишить молока грудь кормящей матери. Ведьма может вызывать бури. Для этого существуют разные средства. Ведьма, например, берет палочку (эти палочки им иногда дает дьявол на шабаше), мочит ее в воде, машет ею, и начинается ураган; или берет горсть камешков и бросает их через плечо назад; или варит в котле щепоть свиной щетины; или болтает пальцем воду в какой-нибудь луже. Всеми этими приемами вызываются бури, грозы, опустошительный град, от которого гибнут посевы, сады, огороды в целой области.
Напуск червей, жуков и т.п. вредных тварей на посевы и сады тоже всегда считался делом ведьм. Они же разрушали в мужчинах и женщинах воспроизводительную силу и делали браки бесплодными. Затем, в круг обычной деятельности ведьм входили: напуск и погашение любви, напуски смертельных болезней, поражение людей молниею, а иногда и просто взглядом, превращение людей в животных, предсказание будущего. Обладая секретом изготовления разных волшебных порошков, они употребляют эти порошки для посыпки пастбищ, на которых от этого гибнет скот. По ночам они, невидимые и неподозреваемые, входят в дома и сыплют тот же порошок на подушки спящих людей, которые от этого впадают в непробудный сон; потом они прикасаются пальцем к телу спящих детей, которые от этого погибают в несколько дней, потому что палец намазывается особою отравою. При случае они ловко и незаметно делают укол иглою под ногтем новорожденного ребенка, потом высасывают из укола кровь. Часть этой крови они глотают, а другая служит им для колдовства, они примешивают ее в свои адские зелья. Для тех же целей им нужен жир невинных младенцев, и чтобы добыть его, они кладут детей на горячие угли и собирают вытопившийся из их тела жир. Вдобавок, ведьмы обладают талантом превращения во всевозможных животных и вообще во что угодно.”
?
Способ добычи показаний.
“Все это было тщательно записано и перечислено в многочисленных руководствах для производства следствий по делам о ведьмовстве. Инквизитор, заполучив в свое распоряжение ведьму, угощал ее “пыточкою”, а затем и задавал ей вопросы, руководясь одним из таких наказов: не проникала ли ночью в дома? Не сыпала ли порошок на подушку спящим? Что это был за порошок? Входила ли в него кровь младенца? Еще что в него было примешано? И т.д. Ведьма, достодолжно обработанная на каких-нибудь козлах или дыбах, с полной готовностью отвечала в тон вопрошавшему: сыпала, примешивала кровь, душила младенцев, топила из них жир и т.д. Вот таким путем и накоплялись факты, характеризовавшие деятельность злодеек-ведьм во всем ее разнообразии. Любая из этих подробностей ведьмовских злодейств вызывает теперь у нас улыбку, но, расточая эти улыбки, мы не должны забывать, что из-за такой галиматьи погибло на кострах не поддающееся точному исчислению число жертв”.
?
Подтверждение электромагнитной теории. Шабаш — иллюзия, сон, воображаемое явление.
“Особенно много таких россказней выступило в многочисленных процессах ведьм в Тироле в начале XI века. Здесь тогда вспыхнула настоящая эпидемия ведьмовства, и местные отцы-инквизиторы измаялись в своем благочестивом рвении, едва успевая снаряжать одну за другою бесчисленных жертв костровых огнищ. Тут и выяснилось, что действительно ведьмы на шабашах угощаются плотью живых существ, которые потом остаются целы и невредимы, хотя, конечно, не надолго, потому что все же такая переделка не может не иметь своих законных физиологических последствий. Ведьмы из местечка Канавезе в северной Италии признались, что они часто выбирали в стаде у богатых соседей лучших быков, которых убивали и ели, а потом собирали в кучу кости и прочие остатки и произносили слова “Встань бычок”, и мертвая скотина тотчас оживала.”
Подтверждение электромагнитной теории. Шабаш — иллюзия, сон, воображаемое явление.
?
“Среди ведьм были повитухи, и они-то, конечно, главным образом и старались по этой части. Одна из таких ведьм-акушерок, изловленная в Базеле и, разумеется, сожженная, призналась, что она погубила сорок новорожденных, втыкая им иглу в родничок головки.”
?
Логика событий.
“И в самом деле, в XVи XVI веках малейшее, даже самое обыкновенное происшествие, болезнь, какой-нибудь случай со скотиной, пропажа, какой-нибуть червь на капусте, не говоря уже о крупных градобитиях, пожарах, эпидемиях, падежах скота — все это без обиняков и рассуждений приписывалось ведьмам. Подозрение обычно падало на какую-нибудь сварливую старуху. Само собой разумеется, что злобный нрав старушки побуждал ее многократно обращаться к людям с угрозами, вроде: “Я тебе покажу!”, “Ты меня будешб помнить!” и т.п. И этих изречений было вполне достаточно, чтобы старуху заподозрить и на нее донести местному инквизитору. Старуху немедленно хватали и начинали судить по свидетельским показаниям и ходячим слухам. Если инквизитору эти слухи казались убедительными, он без церемонии растягивал старушонку на козлах и убеждал во всем “признаться” и, конечно, добивался признания.
Случалось, что после того, как сторушонку сжигали, несчастья не только не прекращались, а еще больше ожесточались. Тогда наставала настоящая паника.”
“И бывали случаи, когда при подобных обстоятельствах около половины населения какой-нибудь глухой деревеньки шло на костер, и чем больше людей истребляли на костре, тем больше обезумевали остальные. Это было повсеместное эпидемическое безумие, причинившее тогда европейскому населению столько страданий, сколько не причиняли ему ни тогдашние дикие войны ни чума.”
Так-то… Это религия…
?
“Созерцая это чудище, это детище умственного блуждания, невольно поражаешься одним нелепым противоречием, которое сразу бросается в глаза. Коли ведьмы были так могучи и имели за собою помощь самого сатаны, то как же могло быть, что их хватали, мучили, жгли, и вся их собственная и демонская сила оказывались недостаточною для такой пустяковой вещи — самозащиты? В самом деле, положим, пришли арестовывать ведьму. Почему же она не сделается невидимкою и не выскользнет из рук своих конвойных, не ослепит их, вообще ничего не делает — ни она сама, ни дьявол, ее союзник и покровитель, — чтобы ее спасти? Взяли ее в тюрьму; почему же она не превратится в муху или в таракана, клопа, мышь и не уйдет из камеры? Все это было загадочно до невероятности.”
?
Агриппа.
“Под крылом могучей защиты папы инквизиторы орудовали без удержа. Надо обладать величайшим гражданским мужеством, чтобы выступать против них, становясь на защиту их жертв. В числе таких борцов надо, между прочим, отметить “муниципального оратора” (существовала такая должность), адвоката и врача, славившегося своею ученостью, Корнелия Агриппу. Он пытался было вырвать из когтей инквизитора Николая Савена, орудовавшего в Меце, одну несчастную женщину, обвинявшуюся в колдовстве. Но инквизиция живо осадила его усердие. В то время было уже установлено твердым правилом, что каждый, так или иначе вступавшийся за еретика, колдуна, ведьму, вообще за подсудимого инквизиции, считался сообщником и пособником и рисковал даже вполне разделить участь подсудимого. Этого отчасти не миновал и Агриппа; его, положим, на костре не сожгли, но он все же лишился должности и даже должен был покинуть Мец.”
Инквизиция — способ создания иллюзии Сатаны, способ добычи средств у жертв, также способ удовлетворения садистических наклонностей палачей-священников.
10.07.2000.
?
Так было в Европе. А что творили на Руси?
Естественное миролюбие восточных славян.
“К великой чести нашего духовенства надо сказать, что у него колдуны отделывались куда дешевле, чем у западноевропейского. В том самом XVI веке, когда в Европе пылали костры, на которых горели сотни ведьм, наши смирные пастыри заставляли своих грешников только бить покаянные поклоны.”
?
“Народ шел к своим колдунам, невзирая ни на какие громы духовенства и епитимии. Главное, чем привлекал колдун — это его высокое целительное искусство.”
?
“В то время в народе распространилось немало списков так называемых отреченных книг; все это были переводы с греческого, частью с латинского.”
Следующие книги: “Рафли”, “Аристотелевы врата”, “Стоглав”, “Громовик”, “Молниянник”, “Мысленник” (трактат о создании мира), “Коледник” (сборник примет о погоде), “Волховник” (тоже сборник примет), “Сновидец”, “Путник” (трактат о добрых и злых встречах), “Зелейник” (описание целебных трав), и разные другие.
“Любопытно, между прочим, что книги эти иногда назывались “болгарскими баснями”, из чего следует заключить, что эти книги проникли к нам через Болгарию. И видно, что русский народ крепко их полюбил, вероятно, потому, что то, что в них содержалось, совпадало с его старыми верованиями, или потому, что в них дело шло о таких вещах, которые народ издревле считал важным и нужным.”
?
Только:
“При Иоанне Грозном было подтверждено узаконение о сжигании чародеев; царь, как известно, ужасно их боялся”.
?
“Разница во взглядах народа и духовенства на колдунов состояля в том, что духовенство видело в них слуг дьяволовых, и потому его вражда к ним была, так сказать, постоянная, тогда как народ в обычное мирное время относился к колдунам либо с почтительным страхом, либо с явным уважением, озлоблялся же на них лишь в годины лютых бедствий, если самые эти бедствия решался приписывать им. Народ был беспощаден к колдуну или ведьме, как похитителям дождя, напускателям бурь, града, болезней, но ценил их, как целителей, ворожей и т.д.. Духовенству же было безразлично, что творит чародей.”
?
С явлением государей и с их страхом утвердились и наказания кудесников, якобы насылающих порчу. Так расправлялся с людьми и Грозный, и иные государи.
“Иногда возникало подозрение в колдовском злоумышлении соседних государств, стремившихся якобы ввести в Россию порчу посредством товаров, которые обычно шли из этого государства. Так, при Михаиле Федоровиче одно время было запрещено покупать хмель от литовцев, и притом под страхом смертной казни; распоряжение это было вызвано сообщением русских лазутчиков, которые выведали, что на Литве есть баба-ведунья, которая околдовывает какими-то наговорами хмель, вывозимый в Россию, чтобы нагнать туда мор.”
?
Церкви же боролись с народной верой.
“Духовенство таки частенько попадалось в то время в подобных “воровских” делах. Еще в XIV веке поймали попа, пробиравшегося с колдовским кореньем из орды; у этого был целый мешок “злых и лютых зелий”. В 1628 году судили дьячка Семейку, схваченного в Нижнем; он держал у себя отреченные книги, а именно “Рафли” и еще какой-то заговор “к борьбе”, то есть для защиты от ран и смерти в бою. Дьячка сослали в монастырь, заковали и лишили причастья впредь до особого разрешения патриарха. В 1660 году был сделан донос на дьячка Харитонова. Этот ходил по полям, собирал травы и коренья, совершал какие-то волхования на свадьбах, принимал у себя “жены с младенцами”, сочинял или списывал откуда-то заговоры от ран и на “ умиление сердца сердитых людей”.
?
Особенно тяжело было во время бунта Разина.
“В те жестокие времена уголовное следствие обычно сопровождалось зверскими истязаниями обвиняемых, причем, несомненно, много злополучных попадо в колдуны и колдуньи просто-напросто потому, что истязали, выпытывали у них признание.”
?
Способ “переадресования”.
“В 1648 году попался в какой-то уголовщине некий устюжанин Ивашко-солдат; во время следствия у него в обуви под пяткою нашли камешек, и когда его спросили о назначении этого предмета, он повинился, что сидевший с ним в остроге разбойник учил его ведовству, и именно способам “оттерпеться” от пытки; для этого надлежало взять какой-нибудь предмет и наговорить на него слова: “Небо лубяно и земля лубяна, и как в земле мертвые не слышат ничего, так бы и такой-то (имя) не слыхал жесточи и пытки”. Этот волшебный предмет надо было скрыть на себе и держать во время пытки.
Волшебные узлы или наузы играли большую роль в делах о колдовстве. Так, в 1680 году иноземец Занка Ларионов донес на нескольких человек, обвиняя их в том, что они пользуются “лихими кореньями”; в качестве вещественного доказательства он представил нательный медный крест, на котором был навязан узелок, а в том узелке заключались какие-то кусочки, как будто бы корешки и травы. Один из оговоренных, Васильев, признал крест за свой; его пригласили объяснить, что и какою целью вложено было в узелок при кресте, и он показал, что в узелке завязан корень “девясильной” и трава, растущая на огородах, название которой ему было неизвестно; держал же он эти снадобья в качестве средства против лихорадки, “лихого” же в этом, по его словам, ничего не было. То же самое показал и другой оговоренный Занкою, Паутов: корень помогает против “сердешныя скорби”. трава — от лихорадки, а “лихого в том ничего нет”. Однако всю эту публику подвергли пытке, да потом еще вздули батогами, дабы “впредь было неповадно” пьянствовать (эта черта, значит, тоже выступала в деле) и носить на себе коренья.”
Филогенетическая сила.
?
Порча солью:
“Самое волшебство совершается так. Надо взять соль и, снявший с себя шейный крест, нашептывать на соль следующую заклинательную формулу: “Пристаньте к человеку (имя) скорби — икоты, трясите и мучьте его до скончания века; как будет сохнуть соль сия, так и сохни и тот человек. Отступите от меня, дьяволы, а приступите к нему”. Снаряженную таким манером соль надо высыпать куда-нибудь в такое место, где тот человек будет проходить, и, наступив на эту соль, обреченный непременно заполучит икоту.”
?
Из практики русского колдовства:
“Однажды в 1635 году какая-то мастерица, призванная во дворец, обронила платок, а в платке том оказался завернутым какой-то корешок. Началось старательнейшее следствие. Мастерицу нашли. На вопрос, откуда она взяла корень и к чему он служит, и, главное, зачем она с этим корнем ходит во дворец, баба показала, что корень этот не лихой, а лечебный, и что носит она его при себе от сердечной боли. Мастерица была женщина замужняя и весьма страдала от холодности мужа. Она жаловалась на это одной баба-ведунье, и та дала ей этот корешок и велела, положив его на зеркальное стекло и глядеть в зеркало, приговаривать: “Как люди в зеркало смотрятся, так бы муж смотрел на жену, да не насмотрелся”. Этим объяснением, однако, не вняли, и мастерицу, и ту художницу, которая ее снабдила корешком, обеих крепко пытали и затем отправили в ссылку.
Другая баба, тоже мастерица, которую обвиняли в том, что она сыпала порошок на след царицы, на допросе показывала, что ходила она к бабе-ворожейке, искуснице, которая умеет людей привораживать и у мужей к женам ревность отымает. Эта баба дала ей соль и мыло, на которых что-то нашептывала. Соль она велела давать мужу с едою, а мылом самой умываться, и уверяла, что от этого муж станет совершенно равнодушен к ее поведению и не будет ее ревновать, хотя бы она явно ему изменяла. Формула наговора на соль была следующая: “Как соль в естве любят, так бы муж жену любил”, а на мыло: “Сколь мыло борзо моется, столь бы скоро муж полюбил, а какова рубашка не теле бела, столь бы муж был светел.”
И что здесь за зло?
?
“Однажды по поводу одного из подобных дел собрали со всей Москвы целую кучу чародеек и всем им учинили строжайший допрос, касавшийся главным образом техники их мастерства. Из показаний волшебниц явствовало, что они умели готовить снадобья и лечебные, на всякого рода житейские случаи.
Собственно говоря, все их волшебство ограничивалось тем, что они нашептывали на разные предметы, которые и служили потом волшебными снадобиями. Так, например, против лихорадки и сердечной тоски они давали вино, уксус, чеснок; от грыжи громовую стрелку и медвежий коготь; на эти предметы наливали воду и заставляли больных пить ее, причем приговаривали: “Как старой жене детей не раживать, так бы у раба (имя) грыжи не было”. При пропаже ворожеи гадали по сердцу, то есть выслушивали сердцебиение у потерпевшего. Помогали они также купцам, если у них залежался товар; им давали мед, на который нашептывалась формула: “Как пчелы ярые роятся да слетаются, так бы к торговым людям покупатели сходились.”
В этих делах, между прочим, мы находим любопытные известия о том, какими способами расправлялись с изобличенными чародеями. Самою снисходительною карою была, как кажется, ссылка в Якутск и Енисейск.”
?
“Любопытно еще, что к чародеям иногда применялась особая исключительная казнь: их истомляли жаждою, то есть не давали им пить. По-видимому, эта казнь имела какую-то связь с поверьем о том, что колдуны обладают способностью уходить в воду и в ней скрываться.”
Телепортация.
?
Отношение царей к специалистам в тайных областях.
“Сама царевна Софья тоже обращалась к колдунам. У ней был по этой части особый ближний человек Медведев, который сам занимался астрологией, гадал по звездам и считался великим знатоком по волшебной части. Разыскав какого-нибудь колдуна, Софья прежде всего отсылала его Медведеву, а тот уже давал свой отзыв, заслуживает ли колдун доверия или нет.
Софья больше всего доверяла некоему Дмитрию Силину. Это был лекарь, которого вызвали из Польши лечить царя Ивана Алексеевича. Он и жил вместе с Медведевым, и тот убедился в его солидных познаниях в астрологии и медицине. Силин лечил многих в Москве, между прочим, и Голицына. Диагноз, поставленный князю, был очень любопытен: ощупав у пациента живот, Силин обьявил ему, что князь любит чужбину, а жены своей не любит”.
Аденома?
?
Петр I.
“Петр Великий весьма круто принялся за реформы, но искоренить суеверия, касающиеся колдовства, ему не удалось. Правда и то, что в XVII столетии даже в самых просвещенных странах Западной Европы ведьм и колдунов целыми толпами жгли на кострах, и это продолжалось до самого конца XVIII столетия. Да и сам Петр едва ли был вполне свободен от суеверий своего времени.”

продолжение

DEVIL0

Share Button