Былины. Сказки. Давнерусские повести
(Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Москва. “Детская литература” 1989)
Часть первая: Былины
Глава первая
Илья Муромец
Обретение силы Ильей Муромцем. Во городе Муроме (Мор, Мория). Во селе Карачарове (Кхора-чара).
“Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.”
Тридцать лет — первый этап жизни человека, учащегося, но не принимающего никаких личных решений. Период становления и ученичества.
Калики исцеляют Илью и благословляют на Подвиги великие. В тридцать лет Илья сам ходить начал, т. е. стал самостоятельным. Три месяца и три дня коня (друга) доброго содружил себе. Три года, три месяца, три дня. “333”. И — в Путь!
“Тут Илья Муромец седлал добра коня, зауздывал.
Брал у батюшки, у матушки
Прощеньице-благословеньице
И поехал в раздольице чисто поле.”
До тридцати лет — нет путей, лишь послушание домашнее для сына. Три месяца и три дня — сбор на дорогу — чисто поле Жизни. Прощения просят у родителей да Благословения.
?
Глава вторая
Илья Муромец и Соловей Разбойник
И пошел Илья в жизнь…
А на пути у Славянина-землепашца (символ — Лось) стоял брат средний — кочевой воитель (Символ — Орел).
“Как у той ли то у Грязи-то у Черноей.
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у смородины,
У того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу…”
Побеждает крестьянский сын, богатырь Илья своего врага кочевника и привозит в Киев, ко Владимиру…
В Киеве же и убивает Соловья, Киев устрашающего(!).
?
Глава третья
Ссора Ильи Муромца с Владимиром
“А тот ли то князь да стольне-киевской
А й сделал как, задернул свой почестный пир
Для князей, для бояр да для богатырей,
А для тых для богатырей да русских,
Чтобы всяко звание да шло туды,
А на тот, на тот да на почестный пир
А к стольнему князю ко Владимиру.
Да забыл он позвать да что лучшего,
А что лучшего да лучшего богатыря,
А старого козака Илью Муромца.”
Правящая каста созвала на пир всех чиновников, но забыла о том, кто силою своею победил кочевников воинственных(!).
Разгневался на то Илья, да и начал нападать на Киев-град. Испугался Владимир мести народной и пригласил через Добрыню Илью на пир… А там — связали Илью и посадили в темницу. Зрите — коварная подлость князя Владимира!
27.02.16. Теперь посмотрите в день сегодняшний: Майдан и то, как «князьки» расправляются с теми, кто их посадил на трон власти….
?
Глава четвертая
Илья Муромец и Калин-царь
Вот и Владимир:
“Засадил его во погреб во холодный
Да на три года поры времени.”
Дочь же Владимира, Апракса, сжалилась над козаком и одежды ему теплые давала да кормила благо… А значит то следующее: после победы народа над кочевником князь Владимир еще больше благ дал князьям да чиновникам, а народ еще туже обуздал налогами(!). (что и сейчас происходит — налоги да поборы). И лишь дочь Владимира была милосердной к народу и тайно содействовала народу славянскому, землепашному(!).
К Киеву тем временем подошли войска Калина, и посол пришел к Владимиру с объявлением о войне. Владимир убоялся Калина, просит о перемирьи и обещает, что примет Калина с войском его через три года, три месяца и три дня. “333”.
“А собака тот да Калин-царь
Дал ему поры-времячка на три года,
На три года и на три месяца,
На три месяца да еще на три дня.”
Прошел срок, и снова Калин-царь у ворот Киева. Испугался Владимир, не хочет власть отдавать. И пожалел, что Илью потерял… Тут-то дочь вступилась да призвала Илью ко службе государевой(!). И поверил ей, Апраксе, народ и снова стал на защиту земли Русской. Увидел Илья море татар и понял, что не одолеть их без соединения с иными братьями-славянами. И кличет их на защиту Киева.
“Приходит Илья Муромец во бел шатер —
В том белом шатре двенадцать-то богатырей,
И богатыри все святорусские…
Посадили Илью Муромца да за единый стол
Хлеба-соли да покушати.
Их двенадцать-то богатырей,
Илья Муромец — да он тринадцатый.”
Число тринадцать… Тринадцать Родов славных. “333” и “13”.
Призывает Илья сплотиться в борьбе против татар, но…
Не хотят племена воевать, ибо не люба им княжья власть Владимирова, ведь предал он Свято Русь(!).
“Да не будем мы стоять за веру, за отечество,
Да не будем мы стоять за стольный Киев-град,
Да не будем мы стоять за матушки божьи церкви,
Да не будем мы беречь князя Владимира
Да еще с Апраксой-королевичной:
У него ведь есте много да князей-бояр —
Кормит их и поит, да и жалует,
Ничего нам нет от князя от Владимира.”
Вот истина! — Был Владимир не Святорусский, но варский, и систему варов-готов принес на вольну Русь. Потому и враждовал с Орлами кочевыми(!). Илья же, народ простой, верил князьям… Благородные же Други, богатыри Славянские, не верили князьям, презирали их за отступничество от веры Дедовской(!).
Поехал Илья на поле брани сам… И был взят в плен воинами Калина. И предложил Калин быть Илье на его стороне, ему дань платить, но не Владимиру(!). На то не дал согласия Илья, но убежал, побежденный, от татар. И, видя ослабевшего Илью, Богатыри Святорусские сжалились над народом простым — Ильей Муромцем, и стали в рать против татар, и побили их, потоптали…
“Тут богатыри все святорусские
Скоро ведь седлали да добрых коней
И садились молодцы да на добрых коней
И поехали раздольицем чистым полем
Ко тому ко городу ко Киеву,
Ко тем они силам ко татарским”.
Так сплоченные славяне победили кочевников и спасли князя от потери власти(!). (Чего он так судорожно боялся…).
Но… И здесь, в победе, Владимир спасовал:
“Тут Владимир-князь да стольно-киевский
Он берет собаку за белы руки
И садил его за столики дубовые,
Кормил его яствушкой сахарною
Да поил-то питьицем медвяным.”
Так Калин-царь стал платить дань Киеву, князю Владимиру…
Вывод:
1) Шли сражения за дань платящих, за власть над хлеборобами-крестьянами, родителями Ильи Муромца.
2) Правил хлеборобами Князь Киевский и мирил да жалел чиновников своих, а народ притеснял.
3) Кочевники, желающие отобрать власть у Киевского князя, дабы себе дань из народа прибрать, напали на Русь.
4) Первым на защиту князя Киевского стал народ простой, но потерпел поражение…
5) Жаль стало ратникам вольным, Святорусам, меньшего брата своего Илью, и они сплотились в единый боевой союз и разбили армию татар.
6) Киевский князь хитер: он не уничтожает врага побежденного, но ублажает его яствами и подписывает договор о выплачивании дани казне Киевской (для власти укрепления) от казны татарской.