Глава пятая: Три поездки Ильи Муромца
Снова народ на распутье…
Что делать???
“И увидел добрый молодец да латырь-камешок,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
“В первую дороженку ехати — убиту быть,
Во другую дороженку ехать — женату быть,
Третьюю дороженку ехать — богату быть”.”
Поехал Илья по первой дороге, и одолел армию многочисленную, и стал победителем. Так очистил он дорогу первую, да по второй поехал, где женатым быть. А в поле — дом белокаменный, палаты да девица соблазнительная. Но не соблазнился Илья и обхитрил соблазнительницу да освободил он ранее плененных молодцев, что соблазнены были красотою неискренней(!). И так очистил Илья и вторую дорогу. Поехал по третьей, много добра и драгоценностей добыл, но отдал все нуждающимся из народа русского.
Так очищены были все три Дороги.
Первое — смело защищай землю свою от завистливых завоевателей, не бойся количества ихнего: Земля поможет победить чужаков!
Второе — не поддавайся на коварство похотливое, ибо отуманит разум, усыпит ясность славянскую.
Третье — не купайся в роскоши, все лишнее во благо братьев и сестер нуждающихся отдавай.
Глава шестая: Алеша Попович и Тугарин Змеевич
На пиру у Владимира возник конфликт между Алешей Поповичем из Ростова и Тугарином, и сговорились о поединке. Но… Вот момент:
“В те поры князья и бояра
Скочили на резвы ноги
И все за Тугарина поруки держат:
Князья кладут по сто рублей,
Бояре по пятьдесят, крестьне по пяти рублей;
Тут же случилися гости купеческие —
Три корабля свои подписывают
Под Тугарина Змеевича,
Всякие товары заморские,
Которы стоят на быстром Днепре.
А за Алешу подписывал владыка черниговский.”
Застава за сражающегося. Древняя магичекая процедура, ибо заставленные ценности укрепляют Силу того, на кого они поставлены(!). Отсюда неумирающая традиция делать ставки.
Пример: Много Ставок за Тугарина и одна ставка за Поповича. Но, тем не менее, Попович побеждает Тугарина.
Каким образом? — Хитростью.
“Говорил ему Алеша Попович млад:
— Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад.
Бился ты со мною о велик заклад
Биться-драться един на един,
А за тобою ноне силы — сметы нет. —
Оглянется Тугарин назад себя —
В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил.”
Обманом победил Алеша Тугарина, и стал Владимир Алеше кланяться…
Так поступал Владимир и князья да бояре… Гнули головы перед каждым, кто оказывался победителем…
Негоже то было для духа Русского! Ибо система правления на Руси была не Славянской, но готской, варягской(…)
Глава шестая: Святогор и тяга земная
“Снарядился Святогор во чисто поле гуляти,
Заседлает своего добра коня
И едет по чисту полю.
Не с кем Святогору силой померяться,
А сила-то по жилочкам
Так живчиком и переливается.
Грузно от силушки, как от тяжелого бремени.
Вот и говорит Святогор:
“Кабы я тяги нашел,
Так я бы всю землю поднял”.”
Гордыня от силы… Вызов Матери — сырой землице…
Вызов Воле Небесной.
“Наезжает Святогор в степи
На маленькую сумочку переметную;
Берет погонялку, нащупает сумочку — она не скрянется,
Двинет перстом ее — не сворохнется,
Хватит с коня рукою — не подымется.”
Так действует Закон: вызвал Силу — она явилась!
““Много годов я по свету езживал,
А эдакого чуда не наезживал,
Такого дива не видывал:
Маленькая сумочка переметная
Не скрянется, не сворохнется, не подымется.”
Слезает Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обема рукама,
Поднял сумочку повыше колен —
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет.
Где Святогор увяз, тут и встать не мог,
Тут ему было и кончение.”
Пошел Святогор на спор с Землей, а Она, Матушка, в обиду себя не дала… Гордыня — к Смерти.
Глава седьмая: Вольга и Микула Селянинович
“Услыхали во чистом поле оратая,
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.”
Оратай — орат — ор — ТАРО…
Ставр Годинович
Пиры княжеские…
Пиршества да хвастовства…
“Все на пиру наедалися,
Все на честном напивалися,
Все на пиру порасхвастались:
Иной хвалится добрым конем,
Иной хвалится шелковым портом,
Иной хвалится селами со приселками,
иной хвалится городами с пригородками,
Иной хвалится родной матушкой,
А безумный хвастает молодой женой!”
Садко
“Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похалялися.
Иной хвастает бесчестной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отчеством.
Славным отчеством, молодым молодчеством,
Умный хвастает старым батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.”
Власть и Сила — Меч.
Богатство — Гривна, Пантакль, Деньга.
Слава отчества — Чаша.
Почитание же старших — Посох, а любовь и верность жене молодой — Змея, Посох обвивающая..
На то и Иван-дурак, чтобы от Силы, Власти да Славы отказаться в пользу Любви-Любавушки!
За Силу — Святогор Землей был умерщвлен… За Богатство пострадал Садко (не давая дани Богам…). Во Славе от гордыни пострадал Богуслаев Василий, о камень убившись…
Иван-же дурак долго живет, ибо не стремится ни к Славе, ни к Власти, ни к Богатству. Таким был Илья Муромец, крестьянский сын…
И еще: явление Садку седого старца, Деда.
“Обернулся, глядит Садко новгородский:
Ажно стоит старик седатый.”
Старик седатый… Подсказавший Садко способ освобождения из плена Царя Подводного, а далее наказывает построить хоромину Миколе Можайскому…
?
Вывод из Былин:
1) Киев и княжение Владимира — стольность, где правили чиновники княжеской власти, живя за счет даров и податей, подчиняясь сильному чужеземцу и материальными ценностями покрывая Святую Правду Славянскую (иногда недостойно).
2) Автор(ы) былин пытались явно смягчить презрение к княжеской власти, но тем не менее показали ее истинную сущность:
а) Не зовут на пир победителя Илью, а сажают его в погреб.
б) Обман Добрыни и попытка отдачи его жены Алеше Поповичу.
в) Владимир не держит слова Соловью Будимировичу, пытаясь отдать его нареченую Давыду Попову.
г) Обманывает Владимир и Ставра Годиновича, упрятав его в погреб…
3) Но… Как бы ни ухищрялись князья да бояре, народ всегда выходил победителем…
Оратай-оратаюшко всегда был победителем. Иван-простак был непобедимым…
4) Можно также полагать, что автор(ы) был(и) явно христианами, ибо все же служил(и) при дворе и писали былины для “верхов”. Истинные же Сказатели — не писали, но сказывали сказки. Скажу прямо — сказки ПРАВДИВЫ и ИСТИННЫ.