Сказка о молодильных яблоках

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Иван-царевич всегда вежлив с Бабусями-Ягусями (Ведуньями-отшельницами, живущими в глухих лесах).
О том бабуся говорит:
“ — Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало.”

А как же не помочь тому, кто умеет так дипломатично договариваться:
“ — А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.”

А молодильные яблоки — в земле Полян (Киевщина).
“Входит Иван-царевич в терем, а там спят по одну сторону шесть полениц — девиц-богатырок и по другую сторону шесть, а посредине разметалась девица Синеглазка, спит, как сильный речной порог шумит.”
6+1+6=13. Амазония. Женщины-богатырки на Киевщине…

После свадьбы Иван-царевич “…уехал с Синеглазкой в ее девичье царство.”

Финист — Ясный Сокол

Марьюшка ищет Финиста.
На пути — первая Бабуся Ягуся, кот помощник. Вторая Бабуся Ягуся, собака помощник. Третья Бабуся Ягуся, серый волк помощник.
Кот — собака — волк. Те образы, в которые вселялись знахарки-ведуньи и ведуны.

Сивка-Бурка

“Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок: день и ночь дурачок на печи валяется.”
Два брата — логика. Третий — образ.

Увидел на поле отцовском коня и поймал его Иван.
“ — Отпусти ты меня, Иванушка, я тебе великую сослужу службу!
— Хорошо, — отвечает Иванушка-дурачок.”
“Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.”
Снова договор(!). Иван верит слову.

А теперь о Магии и Вихрях. Вход в Навь:
“ — Ну, — говорит, — влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай. Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.”
Выход из Нави:
“Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принес домой.”

Простота Ивана:
“В конце пира стала царевна медом из своих рук гостей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему: а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука тряпкой завязана…”

Итак:
Иван спасает поле хлебное, умея договориться с иной сущностью; сущность показывает чудеса и помогает Ивану выиграть состязание за царевну;
простота Ивана, его естественность и скромность (последнее место за столом на пиру в притче из Евангелие).

продолжение

oko

Share Button