Подобно Силену, выделившемуся из множества силенов, населявших лесные чащи, особое место среди демонов леса занял Пан. Обросший курчавой шерстью с нацепленными на нее колючками от кустов, через которые ему приходилось продираться, с козлиными копытцами и рожками на голове, он издали мог быть принят, как любой сатир, за одного из тех животных, которых пас, если бы не две ноги и свирель, с которой он никогда не расставался.
Пан — пастырь овец и коз. Пастухи считали его своим покровителем и приносили в дар молоко и мед диких пчел. Но он покровительствует также и охотникам, и рыбакам — всем, кто общается с дикой природой и пользуется ее благами. Он охраняет неприкосновенность природы, ее мирный покой. Ему внушают отвращение все голоса и звуки войны — ржанье и топот коней, дребезжание боевых колесниц, бряцание мечей, свист стрел. Защищая свои владения от безжалостных пришельцев, он может испустить такой крик, что они побегут в ужасе, бросая бесполезное оружие, наталкиваясь друг на друга, падая со скал. Однажды, как рассказывали, он внушил страх целому войску, обратив персов в бегство под Марафоном, и за это афиняне воздвигли ему храм на северном склоне акрополя. Такой же страх наводил Пан на людей, если они тревожили его покой, когда в жаркое полуденное время он отдыхал где-нибудь в чаще или тенистом овраге. В эти посвященные Пану обыденные часы пастухи старались не шуметь, и даже их сторожевые псы остерегались лаять. Горе было тому, кто нарушал в “часы Пана” молчание. Выбегая из своего укрытия, Пан наводил тот безотчетный страх, который стали называть паникой.”
Пан. Хозяин. Домовой. Дворовой. Дедушка…
“Почитали Пана повсюду, где пасли коз и овец, где сохранились нетронутые городской культурой уголки природы. Постоянными спутниками Пана были светловолосые голубоглазые нимфы.”
Голубоглазые… Гипербореи… Ории…
?
Мифы древней Эллады, продолжение