БАСНИ ЭЗОПА

БАСНИ ЭЗОПА (М. Л. Гаспаров, “Наука”, Москва, 1968)

Жизнеописание Эзопа

“Басня этой поры была еще всецело устным жанром. Зачинателем басенного жанра в представлении греков стал Эзоп. Имя Эзопа с этих пор навсегда закрепилось за басенным жанром: где мы говорим: “басня”, грек говорил: “Эзопова басня”.
Геродот считает “баснописца Эзопа” лицом, заведомо известным читателям, и что он сообщает о нем три факта: во-первых, жил Эзоп в первой трети 6 в. (фараон Амасис правил с 570 г. до н. э., поэтесса Сапфо умерла ок. 568 г. до н. э.); во-вторых, он жил на Самосе и был рабом некоего Иадмона; в-третьих, он был за что-то убит в Дельфах, и дельфийцам пришлось платить за него выкуп.
Таково то немногое, что можно считать фактами о жизни Эзопа. Далее факты кончаются, и начинается легенда.
В 4 в. Аристотель и его ученик Гераклид Понтийский называли Эзопа фракийцем. Фракийцы были народом сильным, воинственным, не терпевшим рабства, а Эзопа нужно было изобразить рабом как можно более типичным. И легенда объявляет Эзопа не фракийцем, и фригийцем.
Расцвет его деятельности приходится на 52 олимпиаду (572 — 569 гг.), а смерть в Дельфах — на первый год 54 олимпиады (564г. до н. э.).
Старшая редакция жизнеописания сохранилась в единственной рукописи G (Novoeboracensis Morgani, 397), где она предпослана старшей редакции басен. Рукопись относится к концу Х в.”
Кто он — Эзоп…
“(1) Эзоп-баснописец, величайший благодетель человечества, по доле своей был раб, а по роду своему — фригиец из самой Фригии. С виду он был урод уродом: для работы не гож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые — такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже — был он немой и совсем не мог разговаривать.”
?
Однажды Эзоп вывел сбившуюся с пути жрицу Исиды на дорогу. Жрица взмолилась, прося у Исиды благодарения к человеку. И когда благодетельный Эзоп спал, “владычица богиня Исида, в сопровождении всех девяти Муз, явилась и вещала:
“— Посмотрите, дочери мои, на этого человека: видом он безобразен, но благочестие его неуязвимо для хулы. Это он вывел на дорогу мою заблудившуюся прислужницу, и я пришла сюда с вами, чтобы вознаградить его. Я дарую ему голос, а вы подарите достойные этого голоса речи.
Так сказала она, а потом сняла с его языка все наросты, которые мешали ему говорить; и затем сама вложила в него голос, а Муз побудила наградить его дарами, приличествующими каждой из них. И они наделили его уменьем находить слова и слагать басни на греческом языке. А затем богиня вознесла к небу мольбу, чтобы Эзоп снискал себе славу, и удалились своим путем, а Музы, оставив каждая свой дар, поднялись на свой Геликон.
(8) Между тем Эзоп поспал, сколько ему хотелось, а потом проснулся и молвил:
— Крепко же я спал!
И тут он расхохотался, и стал называть своими именами все, что было перед ним, — заступ, сумку, овчину, мешок, быка, осла, овцу, — а потом вскричал:
— Я говорю! клянусь Музами, я говорю! Но отчего же я заговорил? Отчего? Ах, я понял! Не иначе, это за ту благочестивую услугу мою жрице Исиды! Стало быть, какая же это распрекрасная вещь — благочестие! Ну, значит, сами боги подают мне добрую надежду.”

продолжение

Share Button