349 (8). Ворона и Кувшин
“Ворона, которой хотелось пить, подлетела к кувшину и попробовала его наклонить. Но он стоял крепко, и повалить его она не могла. Однако хитростью она добилась, чего хотела: она стала бросать в кувшин камешки, и когда их набралось много, вода поднялась и перелилась через края: тогда и утолила ворона свою жажду.”
?
358 (28). Орел, Змея и Крестьянин
“Змея и орел сцепились и дрались. Змея уже захлестнула орла своими кольцами, но крестьянин это увидел, разнял их и выпустил орла на волю. Обиделась на это змея и пустила свой яд в питье крестьянину-спасителю. Тот, ничего не подозревая, собрался было пить, но тут налетел орел и выхватил чашу у него из рук.”
?
370. Лиса и Еж
(Аристотель, “Риторика”, ІІ, 20)
“Эзоп на Самосе говорил речь в защиту демагога, которого судили по уголовному делу. Он сказал: “Лиса переходила реку и попала в омут, не могла оттуда выбраться и долго там мучилась: в нее вцепилось множество клещей. Проходил мимо еж, увидел ее, пожалел и спросил, не обобрать ли с нее клещей? Лиса не захотела. “Почему?” — спросил еж. Объяснила лиса: “Эти клещи уже насосались моей крови и теперь едва тянут; а если ты их оберешь, то явятся другие, голодные, и уж они-то меня вконец высосут”. Так и вам, самосские граждане, — сказал Эзоп, — человек этот уже не опасен, потому что богат; а если вы его казните, то найдутся на вас другие, бедные, и они-то разорвут все ваше общее добро.””
?
385. Лиса и Журавль
(Плутарх, “Застольные вопросы”, І, 5, 614б)
“Кто предлагает подобного рода предметы для рассуждения, тот в обществе ничуть не лучше, чем Эзоповы журавль да лиса. Лиса эта размазала по плоскому камню жидкую кашу, да и предложила ее журавлю — не столько для насыщения, сколько для посмеяния, потому что жидкую кашу узким клювом журвль ухватить никак не мог. Тогда в свою очередь пригласил журавль лисицу в гости и поднес ей угощенье в кувшине с длинным и узким горлышком: сам он без труда просовывал туда клюв и лакомился, а лисица этого не могла, и так понесла заслуженное наказание.
Точно так же, когда на пиру философы начинают вдаваться в тонкие и хитроумные рассуждения, для большинства трудноуследимые и потому скучные, а остальные в свою очередь принимаются за пустые рассказы и песни, за пошлую площадную болтовню, тогда всякая радость совместной пирушки теряется, и Дионис преисполняется гневом.”
?
391. Ездок и бешеный Конь
(Лукиан, “Киник”, 18)
“С вами происходит то же самое, что с человеком, который сел, говорят, на бешеного коня: конь, конечно, подхватил его и помчал, а он уже не мог слезть на скаку; и когда какой-то встречный спросил: “Куда несешься?” — то ездок отвечал: “Куда ему угодно!” — и показал на коня.
Так и вас если спросить: “Куда несетесь?” — и если вы захотите сказать правду, то вы только и скажете: “Куда страстям угодно”, или, уточняя: “Куда угодно наслаждению”, “куда честолюбию”, “куда алчности”…”
?
415 (54). Юноша и Старуха
“Шел один юноша по дороге в жаркий день, и повстречалась ему пожилая женщина, которая держала путь в ту же сторону, что и он. Видя, что от жары да от дорожной усталости она совсем измучилась, он ее пожалел, слабосильную, и, пока она вконец не выбилась из сил, подхватил ее, посадил себе на плечи и понес. Но между тем, как он ее нес, стало смущать ему мысли дурное желание, и от бесстыдного вожделения распалилась в нем похоть: повалил он вдруг старуху на землю и сошелся с нею бесстыдным образом. А она его спросту спрашивает: “Что это такое ты со мною делаешь?” Ответил он так: “Тяжела ты больно, и поэтому решил я состругать с тебя немного мяса”. С такими словами, доведя свое дело до конца, поднял он ее опять с земли и взвалил на плечи. Мало ли, много ли еще он прошел, говорит ему старуха: “Если тебе нести меня все еще в труд да в тягость, ты опять сними меня да еще постругай!””