Состояния биосистем
Биосистема… Вот мы и подошли уже к независимым системам и их функционированию, непосредственно к предмету физиологии.
Биосистема – это целостная система, способная к самостоятельному существованию.
Соответствено, Клетка – это первая независимая автономная система.
Повторюсь: Клетка – это первая независимая система, которая способна самостоятельно существовать: делиться, развиваться, снова делиться. Далее – более сложная система – ткани. Еще более сложная – органы с их системами и, наконец, сам организм. Но, есть у всех биосистем первое общее свойство: находиться в двух состояниях, в активном и в покое.
Снова дихотомия?
Да, снова дихотомия. Покой и активность живой биосистемы. Мы стоим на остановке и ждем автобус. Это покой. А наше движение внутрь подошедшего автобуса – это активность. Хотя, как Вы понимаете, ожидание автобуса, это тоже не совсем уж и покой… Мы стоим неподвижно, по стойке «смирно», а сердце – бьется, легкие – дышат, кишечник – работает…
Значит, состояние покоя относительно.
В природе мира состояние покоя всегда относительно. Так и клетка, находясь в видимом неподвижном состоянии, на самом деле внутри себя скрывает множество действующих процессов… Но условно мы определяем у всех биосистем эти два состояния: покой и активность. Притом, активность также имеет свои два состояния: раздражимость и возбудимость.
- Снова дихотомия?
- Она самая. Раздражение – это реакция на внешний мир, на постоянно меняющиеся внешние условия. Организм под воздействием внешних условий меняет свои физико-химические и физиологические свойства. Подобно тому, как мы меняем одежду в зависимости от того, какая погода на улице и что мы собираемся там, на улице, делать…
- А это уже рефлексы…
- Это те состояния, которые выходят за рамки состояния покоя, но не вызывают шок, не напрягают биосистему.
- А если все-таки шок? Если стрессовая ситуация? – Если в автобусе наступили на ногу?
- Тогда биосистема внутри возбуждается и внешне проявляет это возбуждение. Это уже проявление специфических функций, которые служат для самозащиты биосистемы в возникающих опасных и непредвиденных ситуациях.
Напимер, убрать ногу, чтобы нам в транспорте не отдавили палец.
Здесь биосистема производит резкое движение телом, чтобы освободить ногу из-под внешнего угрожающего давления.
- В принципе и раздражительность, и возбудимость – суть одно явление ответа на действие внешней среды. Но – все же есть разница. Возбудимость имеет более позднее филогенетическое происхождение, а также более жесткую и резкую форму реагирования на внешний раздражитель, нежели раздражение. Потому является, как принято говорить, высшим проявлением более общего свойства раздражимости биосистем.
- Чем ближе к нам по времени, тем выше по уровню сложности…
Это снова отношение Кинетической и Потенциальной энергии… Это, как кора мозга и подкорка. Кора мозга – более позднее филогенетическое образование, потому считается зоной возбудимости и местонахождением нашего эго, личного опыта. Подкорка же – более раннее филогенетическое образование, и потому считается зоной глубоких рефлексов, зоной контроля раздражимости, а также отвечает за наши родовые, передаваемые от прародителей, способы реагирования на внешние воздействия.
- Как два полушария мозга…
И снова наблюдаем дихотомию: левое и правое полушария мозга. А также еще одну дихотомию: каждое полушарие имеет кору и подкорку…
- Интересно?
- Интересно, но пока достаточно. Нужно более детально рассмотреть процесс раздражения. Но это уже в следующем ролике темы.
Следите за моими репортажами, если вам интересна тема Мира Человека, его устройства и его функционирования.
Я подаю поочередно несколько направлений Познания, Вы можете выбрать как одно из этих направлений, так и весь цикл Лабиринта Знаний, просматриивая все подаваемые темы. Эти темы можете найти выделенными в плейлистах, списках воспроизведения.
Благодарен Вам за интерес к Знаниям.
До новых встреч, Друзья.
Раздражение и раздражители
- Вы приходите к Учителю за знаниями и задаете вопросы. И Ваши вопросы мы можем назвать процессом раздражения.
Это процесс воздействия внешних факторов на живую систему. А сам фактор принято называть раздражителем. Ваш вопрос – это физический раздражитель. Существуют также и химические раздражители. Например, если Вы пришли к Учителю в жаркую погоду и от Вас немножко пахнет потом…
Снова дихотомия: химические и физические воздействия на живую систему.
Механические воздействия, электрические поля, волновые облучения и электроток – все это физические раздражители. А газы и химические соединения – это химические раздражители. Теперь следующая дихотомия: адекватные и неадекватные раздражители.
- Какие между ними отличия?
- Если Ваш вопрос обычный, привычный и часто повторяющийся – это будет адекватным раздражителем. Ибо он приспособлен к восприятию в процессе эволюции, то есть временем нашего с Вами общения.
Но если Вы не слышите ответ, не пытаетесь понять, а снова и снова задаете один и тот же вопрос – это начинает раздражать.
Учитель начнет внутренне напрягаться, что значит, Вы начали вызывать в его мозге возбуждение энергий.
Это – неадекватный раздражитель. Ведь, задав вопрос первый раз – Вы не вызвали его возбуждения. Но, если Вы одно и то же повторяете многократно, усиливая воздействие на его психику, он невольно начинает злиться!
Условно, есть определенное количество раз повторенного вопроса, которое Учителя не раздражает. Назовем это порогом возбуждения. Первые вопросы, которые не вывели его из состояния покоя – это подпороговые возбуждения. Минимальная сила, необходимая для выведения системы из равновесия – это порог. А то, что ниже – подпорог. Снова Дихотомия.
Но есть и тот момент, когда Вы Учителя «достанете», и он просто уйдет. Это – максимальная сила раздражения. Теперь снова дихотомия: порог и максимум.
Момент, когда Учитель начал злиться на Ученика, и момент, когда махнул на него рукой и ушел.
Когда Учитель злится, от начала и до момента прекращения разговора – это субмаксимальное раздражение. А после максимума, когда он махнул рукой и ушел – это уже называется супермаксимальное раздражение.
- Вот так. Когда ученик учителя еще не разозлил, это подпороговый раздражитель. Когда он начинает злиться – это порог. Дальше ученик раздражает учителя следующими вопросами, субмаксимальными раздражителями. Он махнули рукой и ушел.
Это – максимальный раздражитель? – спросите.
Отвечу: Нет, максимальный раздражитель, — это тот вопрос, от которого учитель умолк, и перестал раздражаться. А его уход – это действие в ответ на нежелание ученика понять урок, а реакция учителя через уход – это супермаксимальный раздражитель.
Итак, имеем: подпорог – порог – субмаксимум – максимум – супермаксимум.
И Закон силы раздражения: чем сильнее раздражение, тем, до известных пределов (до максимума) сильнее и ответная реакция, друг мой. Помните Паниковского, который устроил психическую атаку на гражданина Корейко?
- «Дай миллион»?
- Этот сюжет из незабвенного и по сей день актуального произведения Ильфа и Петрова, – замечательный образец для рассмотрения нашего с тобой Закона раздражения.
Итак, Паниковский идет рядом с Корейко и настойчиво повторяет: «дай миллион».
Корейко спокоен. Идет дальше. Паниковский усиливает тембр голоса и еще настойчивее продолжает требовать миллион. Скорость роста во времени силы возбуждения – называют градиентом возбуждения.
- Паниковский усиливает звучание голоса видя, что прежнее не раздражает Корейко.
Повышает градиент возбуждения.
- И Корейко проявляет нервозность…
Определился его первый порог возбуждения. В первый день Паниковский быстро отстал. Но на следующий день повторил акт психической атаки. На этот раз Корейко легче воспринял фразу «Дай миллион», ибо уже знал, что через некоторое время Паниковский отстанет. Для того, чтобы покрепче «достать» Корейко, Паниковскому пришлось еще более энергично произносить свое требование. И на определенном этапе Корейко все же напрягся. Но, как возросла сила психической атаки, ровно так же и возрос порог возбуждения у оппонента.
Повышение порога возбуждения называется аккомодацией. Реакция гражданина Корейко на усиление требования дать миллион зависит от градиента возбуждения – это называется Законом градиента.
- Реакция системы, в нашем случае Корейко, зависит от градиента возбуждения, в нашем случае – психическая атака Паниковского.
Это и есть Закон градиента. Притом, усиление психической атаки на второй день –называется активационным процессом. А вот защитная реакция Корейко и повышения уровня порога возбуждения называется инактивационным процессом.
- Все понятно? — Пример замечательный…
Следует также знать еще два термина этого процесса: интервал и волны возбуждения. Ведь, как активационный процесс имеет свою скорость, так и инактивационный процесс тоже имеет свою скорость. Притом эти скорости обычно различны. Паниковский усиливал свое воздействие на Корейко с определенной скоростью. Интервал возбуждения – это временная длительность процесса возбуждения, когда Корейко терпел домогательства до момента, когда разозлился и убежал.
Также есть волна возбуждения: это количество повторений фразы «дай миллион» за единицу времени. Например, за минуту.
Вот, я рассказал Вам о законах раздражения и о функциональной подвижности системы.
До новых встреч, Друзья.
Смотреть на авторском канале YouTube